Що спільного між Бабою-Ягою, Змієм Гориничем і Генеральним планом Києва? Тільки те, що всіх їх в дійсності не існує. Головний архітектор міста Олександр Свистунов тому свідок.

Об этом пишет Политрада.

Что может быть дороже чести недвижимости в центре Киева? Разве только недвижимость в центре Москвы, но Москву мы здесь по понятным причинам исключаем из рассмотрения. В общем, всякому понятно, что в этой сфере действуют серьёзные интересы серьёзных людей с очень серьёзными деньгами.

Правда, есть одна маленькая проблемка. Вся центральная часть нашей столицы – это ведь одна сплошная историческая ценность. Здесь, перефразируя Боромира, нельзя просто так взять и что-то построить. Очень хочется, поскольку очень выгодно – а нельзя.

Впрочем, с давних времён известно: если нельзя, но никто не видит, то можно. Однако и здесь имеются свои сложности. Дело в том, что в данном случае «не видеть» должны очень многие, ведь строительство посреди Киева относится к сфере компетенции разных организаций. Коррупционные схемы и здесь возможны, более того – они действительно существуют и приносят многомиллионные прибыли (никто ведь не позволит такому лакомому куску оставаться неосвоенным). Просто схемы эти становятся более сложными, в них задействовано больше участников – иначе никак.

И здесь не последнюю роль играет департамент градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации во главе с Александром Свистуновым – главным архитектором города. Играет хотя бы потому, что к его ведению относится Генеральный план Киева.

Кстати, а что там с этим Генеральным планом? Вы будете смеяться, но с ним – ничего, поскольку и самого Генерального плана нет в природе. Вот довольно свежая новость:

«В начале 2019 года Свистунов ошарашил депутатский корпус информацией о том, что  с новый Генеральным планом Киева ничего не понятно. По его словам, был принят ряд новых государственных строительных норм, законодательство изменилось, а исходные данные на проектирование уже устарели. Обнаружился целый ряд проблем, в т.ч. —  необходимость разработать новый раздел в связи с принятием в 2018 году Закона «О стратегической экологической оценке».

Однако недавно мэр Киева Виталий Кличко заявил, что проект нового Генерального плана Киева будет представлен на общественные обсуждения уже в июле этого года, а на рассмотрение Киевсовета — в октябре 2019-го. Все очевидные проблемы с документом, по его словам, должны помочь решить профильные специалисты из Германии — работа якобы в разгаре».

В июле? Вообще-то август уже заканчивается. Да и так ведь понятно, что второй абзац новости – это, что называется, разговоры в пользу бедных. Ясно ведь, что генеральный план города, да ещё такого, как Киев – не тот документ, который можно разработать за неделю «на коленке». Нет, теоретически-то план есть, причём утверждённый ещё в 2002 году, вот только о его существовании уже давно никто не вспоминает. В Киеве строят кто во что горазд, а в такой мутной воде удобнее всего ловить рыбку. Не простую рыбку – золотую.

Между прочим, что известно о главном киевском архитекторе? Например, вот что:

«С октября 1997 по июнь 2005 года Александр Свистунов работал архитектором персональной творческой архитектурной мастерской бывшего главного архитектора столицы Сергея Бабушкина – «С. Бабушкин» (Киев).

С июня 2005 по март 2012 года — главный архитектор ООО «Архитектурное бюро «С. Бабушкин»».

С апреля 2012 по ноябрь 2015 года — главный архитектор проектов ООО «Архитектурный союз» (Киев).

С ноября по декабрь 2015 года числился помощником-консультантом народного депутата Украины Константина Ищейкина (фракция «Блок Петра Порошенко»).

В декабре 2015 года был назначен на должность первого заместителя директора Департамента — начальника управления регулирования застройки города Департамента градостроительства и архитектуры КГГА.

С июня до ноября 2016 года занимал пост и.о. директора департамента — начальника управления регулирования застройки города департамента градостроительства и архитектуры КГГА.

9 сентября 2016 года выиграл конкурс на замещение должности директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА».

Итак, с этой стороны об Александре Викторовиче ничего дурного сказать нельзя. Он вовсе не проходимец, занявший должность лишь потому, что он – чей-то племянник, зять, или, скажем, в юности учился вместе с кем-то. Это грамотный профессионал, находящийся вполне на своём месте. Правда, недолгое время был помощником у нардепа, но, как говорится, один месяц – не политик.

Вот только ещё в мае 2018 года журналистка Ирина Карманова собрала факты о деятельности Александра Викторовича на посту главного архитектора. И эти факты трудно назвать воодушевляющими.

«О киевском главном архитекторе А.Свистунове в городе почти ничего не слышно – не ездит на объекты, нигде не выступает. Его предшественник С. Целовальник, например, заглядывал в заборную щелочку на Андреевском спуске, когда Р.Ахметов (его фирма) разрушила там 2 дома. Этот – нет. Хотя на Андреевском спуске, 14 сейчас идет незаконная стройка 8-этажной гостиницы. Возможно, шеф Свистунова — Кличко приказал не высовываться?! Вот сам Кличко везде и виден и слышен. Говорит много, но мало правды.

Я решила провести эксперимент – послать информационный запрос в Департамент градостроительства и архитектуры о судьбе Театра на Подоле, о планах по поводу горевших недавно в центре Киева памятников архитектуры: доме, бывшей гостинице «КАНЭ» на углу улиц Крещатика и Б.Хмельницкого (киевляне подозревают, что его снесут и построят высотку, подобную Универмагу), и бывшего доходного дома на ул. Б.Хмельницкого, 12-14 (тоже есть проект высотной застройки). Тогда я еще не знала, что 8 февраля будет гореть и на ул. Владимирской, 20/21, напротив Колокольни Софийского собора. Для этого места также есть проект высокого массивного здания. Еще меня интересовал вопрос согласования проекта вело-пешеходного моста над Владимирским спуском (стройка незаконна – это место связано с Крещением Руси и охраняется законом! Весь ландшафт Киевских гор является охраняемой законом территорией)».

Ответ на этот запрос мы здесь цитировать не будем – лучше приведём его сканы, чтобы не раздувать эту статью до бесконечных размеров.

«Надо полагать, по мнению департамента, именно Кличко должен принимать решение о том, что делать дальше, а не Департамент. Но от Кличко распоряжение не поступало. Поэтому никаких инициатив от Департамента по поводу проведения конкурса на изменение агрессивного фасада здания нет.

Если же говорить о роли в проектировании театра самого департамента, то он и здесь ни при чем. Да, архитектурно-градостроительный совет рекомендовал улучшить внешний вид театра и предупредил о том, что общественности он может не понравиться, но согласно ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», проектировщик и заказчик имели право проигнорировать эти замечания. Что и сделали. Здесь можно было бы возразить: ведь по положению о департаменте, он обязан осуществлять мониторинг строительства, особенно на исторических территориях. Андреевский спуск является памятником градостроительства, и диссонирующие сооружения не должны на нем появляться. Но об этом, понятно почему, ни слова», — возмущалась Карманова.

Впрочем, в ведомстве Свистунова и вообще любят отписки и волокиту. Вот ещё один пример:

«Архиепархия Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) обратилась с просьбой о разрешении на разработку проектов землеотводов для строительства трех церквей. В ответ Департамент градостроительства Киевской горгосадминистрации (КГГА) предложил подождать утверждения некой «Схемы размещения культовых сооружений», которая рассматривается чиновниками уже девять лет, и якобы является приложением к проекту Генплана до 2025 года».

Если вы пройдёте по ссылке, то убедитесь, что новость относится к августу 2016 года. Генплана нет до сих пор, схемы, разумеется, тоже. Что же, ждите – годами и десятилетиями. А там – или эмир умрёт, или ишак, или Насреддин… или вы сами. Главное, ждите, и не мешайте серьёзным людям строить что надо и где надо. Ну, например, ту же 8-этажную гостиницу на Андреевском спуске, о которой пишет Карманова в статье по ссылке. Или, например, 30-этажку на Военном проезде – тоже в самом что ни на есть историческом центре.

Между прочим, сильно ли обогатила Свистунова работа на посту главного киевского архитектора? Ну… как сказать.

«В частности, за 2018 год Свистунов задекларировал 433 858 гривен зарплаты в департаменте, 390 гривен получила жена в качестве «дополнительного блага» от Альфа-банка, и 1 957 000 гривен были получены от предпринимательской деятельности супруги.

Кроме того, согласно сообщению о существенных изменениях в имущественном состоянии, зарегистрирован доход от отчуждения движимого имущества в размере  270 000 гривен».

Делим 433 858 на 12 – получаем 36 с чем-то тысяч гривен. Зарплата пристойная, но вряд ли способная поразить чьё-то воображение. Впечатляет разве что контраст с почти двумя миллионами, заработанными Еленой Александровной Свистуновой.

Гоша, персонаж советского фильма «Москва слезам не верит», сбежал от своей возлюбленной, узнав, что она, оказывается, большая начальница, и зарабатывает куда больше, чем он. Не пожелал быть у неё содержантом. Однако в нынешней Украине (речь не идёт об одном только Киеве) царят другие нравы. Здесь нормой считается совершенно нищий чиновник или политик, живущий на содержании у жены, которая гребёт деньги лопатой. Что же, пускай они не обижаются на слово «альфонс».

Подведём итоги. Маяковский был прав: если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. И если где-то мутная вода, это тоже кому-нибудь нужно. А мутная вода в сфере киевского строительства нужна очень многим, так что чистой она быть не может по определению.

Я охотно готов поверить, что Александр Свистунов некогда был честным архитектором-профессионалом, и хотел единственного – строить. Но он вошёл в систему, а часть системы не может быть менее гнилой, чем она сама. Эта же – прогнила насквозь.

Гнилой эта система была и до Кличко, но только при нём гниль проникла повсюду.