Юрий Бутусов, журналист
Референдум в Швейцарии — урок современного мира: битва мессианства и прагматизма 21-го века.
Мир меняется гигантскими скачками, за которыми надо успевать следить хотя бы взглядом. 5 июня Швейцария попыталась провести на референдуме одну из самых радикальных государственных реформ — системы социального обеспечения.
5 июня в Швейцарии голосовали за введение единого гарантированного базового дохода в размере 2500 швейцарских франков (2563 доллара США) в месяц. То есть идея была в том, что каждый швейцарец без исключения получает в месяц 2563 бакса. Референдум провалился — «за» гарантированный доход проголосовало всего 22% граждан — решение не принято.
Но событие это совсем не далекое, а наоборот — очень важное для Украины и постсоветских стран. Референдум в Швейцарии позволяет осознать разницу в цивилизационном подходе между супербогатыми странами и супербедными, и задуматься о том, что такое настоящая реформа 21-го века.
Сумма швейцарского гарантированного дохода — огромная по украинским меркам, и во много раз превышающая ежемесячный доход среднего украинца.
Соцсети взорвались отзывами — референдум критикуется как попытка ввести «коммунизм» в Швейцарии, как крайне опасный «левацкий» эксперимент, который якобы заставит швейцарцев бросить работу, «все обленятся» и тому подобное.
А в чем, собственно, суть этой идеи?
На самом деле швейцарский эксперимент ничего общего с коммунизмом не имеет. «Коммунизма» и «капитализма» как идеологических подходов в современной технотронной эпохе уже нет — умерли за ненадобностью. Сегодня борются два идеологических видения — мессианство и прагматизм.
Давайте рассмотрим цели референдума.
Референдум в Швейцарии на самом деле — это попытка в масштабах государства провести радикальную реформу системы социального обеспечения, здравоохранения, образования и качества жизни человека. За счет чего?
Во-первых, каждое государство содержит громоздкую и сложную систему социального обеспечения. Массу госучреждений и госслужащих, которые занимаются справедливым распределением государственной помощи нуждающимся. Само содержание этой системы, контроль за ее деятельностью, обеспечение ее сотрудников — это огромная нагрузка на государственный бюджет, это ресурсы, которые не расходуются непосредственно на социальные программы. Тот, кто хотя бы раз пользовался якобы бесплатной медициной или услугами государственного пенсионного фонда или собеса, – понимает, о чем речь.
Цель № 1: сокращение государственных расходов на аппарат управления и контроля за социальными программами в пользу роста адресных субсидий непосредственно пользователям социальной помощи
Во-вторых, живые деньги — это самый оптимальный способ монетизировать и конвертировать льготы. Введение гарантированного дохода означает отмену всяких государственных льгот. Это повышение конкуренции и живые ресурсы, которые будут поступать не тем, кто умеет взаимодействовать с государством, а тем, кто более гибко качественно работает с льготниками и предоставляет более качественные услуги. Чем больше денег напрямую получает льготник — тем больше ресурсов поступает напрямую в обслуживающие его отрасли. Все якобы бесплатное обходится по себестоимости гораздо дороже, чем платное, поскольку только у платного есть стимул к оптимизации затрат и борьбе за качество.
Цель №2: Монетизация льгот, и увеличение доходов непосредственно организаций и предприятий, предоставляющих услуги потребителям социальной помощи
В-третьих, наличие социальных льгот либо государственных программ помощи создает очень негибкую систему организаций, занятых образованием, здравоохранением, которые специализируются на работе с льготниками. Получается, что льготник не выбирает наиболее удобный для себя вариант, близкий по качеству услуг и по месту жительства, а только тот, который предусматривает регламент работы с льготниками. Если монетизировать льготы, то возрастет спрос на развитие необходимой льготникам инфраструктуры.
Цель №3: сделать сервисы более доступными для потребителя, а цены и качество — более конкурентными, расширить сеть предоставления услуг
В-четвертых, наличие гарантированного дохода позволяет более эффективно планировать развитие человеческого потенциала. Понимая, что есть гарантии минимального дохода и нет никаких льгот, гражданин более ответственно подходит к распоряжению своими собственными деньгами, так, как он никогда не будет относиться к бесплатной государственной помощи.
Человек сможет планировать долгосрочные инвестиции в свое здоровье, образование. Более того, гражданин сможет получить куда большие возможности, зная, что существуют минимальные гарантии. При дополнительном заработке в дополнение к средствам гарантированного дохода, можно позволить себе куда более затратные и недоступные сейчас программы развития.
Цель № 4: развитие человеческого потенциала и и повышение базы социального развития всего общества
В-пятых, порядок и контроль. Сложно контролировать предоставление бесплатного и не имеющего цены людям, которые неспособны платить. Постоянные коррупционные скандалы связанные с воровством чиновниками пенсионных фондов, собесов и прочих якобы бесплатных структур показывают, что огромная часть средств выделяемых на социальное обеспечение разворовывается или в лучшем случае расходуется неэффективно и не целевым способом.
Цель № 5: борьба с коррупцией
Почему же несмотря на все плюсы, провалился референдум в Швейцарии? Возможно, швейцарцам показался слишком высоким минимальный гарантированный доход. Что ж, в этом есть резон.
В 2016-м году начался эксперимент в голландском городе Утрехт. Каждый горожанин получает 900 евро гарантированного дохода, семейная пара — 1300. Вся система собесов демонтирована. Отзывы позитивные.
В 2017-м такой эксперимент по монетизации льгот начнет Финляндия. Вначале каждый гражданин страны будет получать по 550 евро, впоследствии сумма возрастет до 800.
Голландцы и финны не устанавливают таких высоких стандартов выплат, как швейцарцы.
Над цифрой минимальной гарантии надо думать. Но эксперимент по отказу от социальных льгот и создании минимального гарантированного дохода уже начался в разных странах мира.
А для Украины это урок — что такое настоящая реформа. Вместо старой громоздкой, коррумпированной и неэффективной системы советского образца, ведущие страны мира внедряют реформы, которые на самом деле можно провести где угодно. Потому что в основе реформы — перераспределение ресурсов максимально в пользу потребителя, и максимальное сокращение промежуточных и посреднических структур между потребителем и структурой, предоставляющей услугу.
В наш технотронный век борьба «коммунизма» и капитализма» — уже не актуальна. Все меньше ресурсов и ответственности в государстве, все больше ресурсов и ответственности для каждого конкретного гражданина. Вот девиз реформ 21-го века.