Биография
Игорь Коломойский родился в Днепропетровске 13 февраля 1963 в еврейской семье инженеров. Его мать работала в институте «Промстройпроект», а отец на Днепропетровском меткомбинате имени Петровского.
Семья
Женат, имеет дочь и сына. Семья проживает в швейцарском городе Женева
Образование
Учась в 21 средней школы в Днепропетровске, Игорь Коломойский был награждён значком ЦК ВЛКСМ «За отличную учёбу» и получил первый спортивный разряд по шахматам. Игорь Коломойский получил диплом инженера в Днепропетровском металлургическом институте имени Л. И. Брежнева в 1985 году по специальности «теплотехника и автоматизация металлургических печей».
Карьера и бизнес
Сразу после окончания университета, в 1985 году Игорь Коломойский начал работать в торговом кооперативе «Фианит», где и познакомился с будущими партнерами – Геннадием Боголюбовым и Алексеем Мартыновым. Уже через четыре года они создали первый совместный бизнес – компанию «Сентоза». Боголюбов и Коломойский закупали оргтехнику в Москве, а Мартынов продавал ее в Днепре.
Впоследствии они перешли на импорт товаров – от кроссовок и спортивных костюмов до телефонов. Это приносило им немалые доходы.
Однако началом расцвета промышленно-финансовой империи «Приват» была первая половина 90-х, когда к бизнесменам присоединился Леонид Милославский. Он стал ценным приобритением. Выполнял представительские функции, договаривался с властью и не только.
Каждый из партнеров имел 25% в общем бизнесе.
Чтобы платить за импортные товары, «приватовцы» наладили экспорт металлопродукции. Впоследствии поняли, что торговать металлом выгоднее. Этим начал заниматься Коломойский. Вскоре он же руководил нефтяным бизнесом, появившимся в портфеле группы. Партнеры быстро поняли, что торговля нефтепродуктами – золотое дно, и начали активно скупать объекты для ее хранения и транспортировки. Нефтяной бизнес подтянул в «Приват» и ферросплавное направление.
В 1992 году к «приватовцам» с идеей создать банк пришел Сергей Тигипко. Коломойский сначала был категорически против. Между партнерами разгорелся скандал. Ситуация решилась, когда Тигипко пообещал вернуть деньги, внесенные в уставный капитал, в виде кредитов компаниям учредителей. Так возник «ПриватБанк». Председателем правления стал Тигипко, а наблюдательный совет возглавил Милославский.
В отличие от госбанков, «Приват» охотно обслуживал частных предпринимателей. Самыми прибыльными операциями сначала были расчеты с Россией.
Ключевым в бизнесе группы «ПриватБанк» стал в 1995 году, когда включился в ваучерную приватизацию. Простые люди не понимали, как заработать на сертификатах, в отличие от бизнесменов.
Граждан призвали нести приватизационные сертификаты в «ПриватБанк». Собрав более миллиона сертификатов, банк начал покупать пакеты акций металлургических предприятий.
Первым был Днепропетровский метизный завод. С помощью ваучеров «приватовцы» вошли в капитал Никопольского завода ферросплавов, Орджоникидзенского и Марганецкого ГОКа.
Конечно, здесь не обошлось без покровительства Павла Лазаренко, который тогда возглавлял Днепропетровскую ОГА. Судя по всему, партнеры поделились с ним бизнесом. В 1996 году на его водителя Леонида Гадяцкого переписали 16,7% ключевой компании «Привата» – «Сентоза Лтд», 14% акций фирмы «Солм» и 1% «Приват-интертрейдинг».
В начале 2000-х дела «Привата» шли вверх. Структуры группы скупили 40% акций «Укрнафты». В этом Коломойскому помогло знакомство с братьями Суркисами и Виктором Медведчуком. «Укрнефть» возглавил человек Коломойского Игорь Палица.
В 2004 году между Виктором Пинчуком и Коломойским разгорелся конфликт вокруг Криворожского железорудного комбината. Он был в составе государственного предприятия «Укррудпром», но в результате приватизации был продан одной из компаний группы «Приват»-«Солайм».
Пинчук утверждал, что Коломойский и Боголюбов купили КЖРК в его интересах. Якобы он договорился с ними, что покроет расходы на покупку комбината, а после аукциона «приватовцы» передадут КЖРК ему.
Когда до этого дошло, Коломойский и Боголюбов заявили, что акциями комбината владеет компания Alcross на Британских Виргинских островах. Поэтому, чтобы стать полноправным владельцем активов КЖРК, Пинчук должен ее купить.
Он поверил и заплатил $143 млн за Alcross. Но впоследствии оказалось, что компания подставная. Когда Пинчук это разоблачил, «приватовцы» предложили ему новое соглашение – пообещали комбинат в обмен на создание совместного Ферросплавного холдинга. При этом Пинчук должен был передать в его управление свою долю в Никопольском заводе ферросплавов.
На тот момент Коломойский и Боголюбов уже контролировали производство ферросплавов в Украине, но полноценной монополии мешали 73% акций Пинчука в НЗФ.
Пинчук снова согласился на сделку с «Приватом». Правда, выдвинул свои требования – участниками должны также стать лидеры российской финансово-промышленной группы «Лужники» Александр Бабаков и Михаил Воеводин. Итак, учредителями Ферросплавного холдинга стали группа «Приват» (50%), Виктор Пинчук (30%) и «лужниковцы» (20%).
Кроме объединения ферросплавных активов и возврата КЖРК Пинчуку, стороны договорились возместить друг другу убытки: Пинчук должен был выплатить «Привату» дивиденды по акциям НЗФ, а Коломойский и Боголюбов — отдать прибыль от работы КЖРК за время владения комбинатом.
Когда Ферросплавный холдинг путем объединения активов создали и дошло до выплаты долгов, Коломойский и Боголюбов не захотели утвердить порядок их погашения. Поскольку формально соглашение не закрыли, то акции КЖРК так и остались во владении «Привата».
В июле 2007 года Коломойский и Боголюбов вообще 50% своих акций комбината продали Ринату Ахметову.
Сами же «приватовцы» получение денег, как и любые договоренности с Пинчуком, категорически отрицают. По их версии, договоренность о переделе комбината действительно была, но с Ахметовым.
Пинчук в этом деле подал иск в Высокий суд Лондона. Он требовал более двух миллиардов фунтов возмещения. Однако в январе 2016 года перед слушаниями по делу Коломойский и Пинчук заключили мировое соглашение. Игорь Валерьевич согласился выплатить ему $500 млн в рассрочку.
Компромат и слухи
Кроме Пинчука, в начале 2000-х годов Коломойский настроил против себя еще и владельцев «Индустриального союза Донбасса», с которыми сражался за два металлургических комбината, и Рината Ахметова, которому «Приват» не хотел уступать контроль над Центральным ГОКом. Кроме того, Коломойский помогал братьям Суркисам в схватке с их бывшим партнером Константином Григоришиным. Во время этого конфликта Игорь Валерьевич стал фигурантом двух уголовных дел.
Адвокат Григоришина Сергей Карпенко обвинил Коломойского, что тот угрожал ему физической расправой. Вскоре помощника Карпенко избили, а через месяц уже сам Карпенко получил несколько ножевых ранений.
Уголовное дело шло медленно. На следователей давили, требовали не спешить с расследованием, из-за чего многие важные моменты были потеряны. К тому же Коломойский избегал общения со следователями и почти постоянно находился за границей.
Свою причастность к покушению на Карпенко Коломойский опровергал. Он утверждал, что первый раз возбуждение уголовного дела против него инициировал Виктор Пинчук. А повторно в 2005 году его возбудили за то, что тогдашний секретарь СНБО Петр Порошенко хотел посадить его за решетку.
Карпенко тоже не хотел говорить о тех событиях. Чем закончилось официальное расследование, неизвестно.
Кроме покушения на Карпенко, Григоришин под присягой в Лондонском суде заявлял о фактах убийств, к которым был причастен Игорь Валерьевич. В частности, говорил, что Коломойский приложил руку к смерти Милославского, гибели главного исполнительного директора Украинского кредитного банка Юрия Ляха, министра транспорта Георгия Кирпы, председателя Днепропетровского отдела по борьбе с организованной преступностью Эдуарда Шевченко и прокурора Днепропетровской области Владимира Шубы, а также громким убийствам российского предпринимателя Максима Курочкина и его партнера Владимира Воробьева.
С Максимом Курочкиным у представителей группы «Приват» действительно был конфликт. Предметом спора был крупнейший в Днепре рынок «Озерка».
27 марта 2007 года в Киеве при выходе из здания Святошинского райсуда Максима Курочкина убил снайпер. Перед тем в Днепре застрелили его соратника – директора «Озерки» Владимира Воробьева. Кто и за что убил их – пока не известно.
В 2009 году заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин заявил, что организованная преступная группировка «Капитошки» выполняла заказ группы «Приват» во время конфликта с банком «Форум» по ОАО «Кременчугский сталелитейный завод» в 2006 году.
Тогда для осуществления захвата завода рейдеры привлекли около четырехсот человек, вооруженных огнестрельным оружием, битами и бензопилами.
В том же году ряд СМИ обнародовали информацию, что Коломойскому запретили въезжать на территорию Соединенных Штатов. Фамилия олигарха якобы есть в списке персон нон-грата, который составило американское министерство юстиции. Соответствующее решение было связано с позицией самого министра юстиции Майкла Мьюкеси. В апреле 2008 года в своем докладе он вспомнил Коломойского в контексте коррупции, которая является угрозой национальной безопасности США и стран Европы.
Игорь Валерьевич эту информацию опровергал.
Кроме того, 26 апреля 2018 года Лондонский международный арбитражный суд объявил арбитражное решение по иску миноритарных акционеров «Укрнафты» против «Нафтогаза». Суд пришел к выводу, что ключевые положения Акционерного соглашения между «Нафтогазом» и компаниями Игоря Коломойского по корпоративному управлению «Укрнафтой» невыполнимы.
Коломойский владелец медиахолдингов «Главред-медиа» и «Студии 1+1».
Купить телеканал «1+1» Коломойский намеревался еще в 2005 году. По его словам, у него с Роднянским даже был устный договор о продаже за $100 млн 70% компании. Когда Роднянский не согласился на предложение продать собственность по цене вдвое меньше рыночной, Коломойский пошел в суд. Однако Верховный суд Украины принял сторону продюсера.
Поэтому дальше началось «честное отнимание» телестудии. Коломойский приобрел 3% акций Central European Media, владевшей 60% телеканала «1+1», и вошел в совет директоров. Впоследствии СМЕ выкупила 30 из 40% акций у Роднянского и Бориса Фуксмана. Однако из $219 млн те получили лишь $79 млн. Остальные пошли Коломойскому в качестве компенсации за нереализованный опцион на покупку доли в «1+1». Таким образом олигарх вернул деньги, чтобы за них через год выкупить у СМЕ 49% акций «Студии «1+1».
Коломойский сейчас контролирует около 65% украинского рынка авиаперевозок. Закупать активы в этой области группа «Приват» начала с 2009 года. Среди них – «Днеправиа», «Windrose» и Международные авиалинии Украины. Владельцем МАУ он стал в конце 2012 года, хотя и не подтверждает этот факт.
Политика
В политику Коломойский прямо никогда не вмешивался. Его интересы за его же деньги всегда отстаивали другие люди. Однако в марте 2014 года он возглавил Днепропетровскую ОГА. В должности губернатора создал для себя образ патриота Украины, борца с российской агрессией. Этот образ Коломойский поддерживал обещаниями платить вознаграждения за каждого сепаратиста и построить стену с Россией.
Уже через год его отношения с властью изменились. Верховная Рада лишила Коломойского контроля над «Укрнафтой». До того как закон вступил в силу, вооруженные люди захватили в центре Киева здание «Укрнафты». Сам Коломойский назвал это «рейдерским захватом предприятия российскими диверсантами» и сказал, что за этим стоит Игорь Кононенко из Блока Петра Порошенко. Однако все закончилось отставкой Игоря Валерьевича с должности губернатора и потерей контроля над украинской нефтяной отраслью.