Отказ Владимира Путина приехать в Мюнхен, на первый взгляд, стал проявлением слабости российской политической позиции, хотя Кремль за девять лет, прошедших после приснопамятного выступления президента РФ в столице Баварии, последовательно пытался доказать, что у него слова не расходятся с делом. Российский лидер прислал для общения с западной элитой своего верного соратника Дмитрия Медведева, закрепив его статус дублера. Иначе говоря – замарав его в деле противостояния с Западом и показав отсутствие возможных участников для диалога за спиной у Путина.

Медведев ошарашил участников собрания заявлением о том, что отношения России и Запада фактически опустились до уровня новой холодной войны. При этом российский премьер призвал западные страны поскорее определяться с отменой санкций против РФ (каков наглец) и дал понять, что Москва намерена решать основные мировые проблемы на паритетных началах с Вашингтоном. Начать хотят с Сирии, ситуация в которой становится все острее. Пренебрежительное отношение российских лидеров к их европейским партнерам в общем понятно и усугубляется нерешительностью многих лидеров Старого Света, но куда и как в Белокаменной собираются задвинуть Китай – остается непонятным. В Поднебесной подобные выпады не оставляют без внимания.

Риторика Медведева в отношении конфликта на Донбассе абсолютно не удивила, здесь после выступлений Путина и Лаврова ничего нового не прозвучало. «Гражданская война» и длинный список претензий к украинскому руководству, в подчеркнуто менторском тоне. Участие Медведева в премьерской, а не президентской панели не должно вводить в заблуждение – в Германии к заявлениям россиян традиционно относятся внимательно. Кстати, один из основных адресатов мюнхенских откровений Медведева – его сограждане, для которых российское руководство настырно создает эффект «осажденной крепости».

Встреча министров иностранных дел «нормандской четверки», продолжавшаяся менее часа, стала прекрасной иллюстрацией отношения России к урегулированию на Донбассе. К сожалению, можно прогнозировать, что Москва будет торпедировать попытки Киева расширить круг вопросов за столом переговоров за счет крымских проблем, ведь территорию полуострова в РФ считают своей и вести переговоры о его будущем не намерены.

Газовой удавке затянули пояса

Ответная реакция Петра Порошенко, подчеркнувшего, что в Украине – не гражданская война, а агрессия Путина, стала необходимым балансом после заявлений российского премьера. И украинский президент осознанно обострил ситуацию, отметив не только необходимость сохранения санкций против России, но и ошибочность «прощения» России за агрессию в Грузии. Правда, никто не может гарантировать нам, что Европейский союз снова не возьмет на вооружение принцип business as usual в отношениях с Россией, которую рассматривают как огромный рынок для европейских товаров с высокой добавленной стоимостью и практически неограниченный источник ресурсов, в первую очередь – энергетических.

Напомню, что нефть и газ не подпадают под европейские санкции, введенные против России, более того, «Газпром» вместе с партнерами из Западной Европы намерен проложить вторую ветку «Северного потока», чтобы поставлять энергоресурсы напрямую с российской территории в Германию. Против выступили не только лидеры Польши и Словакии, но и украинские президент и премьер, ведь такой сценарий развития ситуации наносит серьезный удар по транзитному потенциалу наших стран.

Неудивительно, что президент Европейского парламента Мартин Шульц и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предпочли подчеркнуть, что состояние отношений с Россией не является холодной войной. Ведь если Запад примет логику Дмитрия Медведева, это означает не только масштабное увеличение военных расходов, но и серьезное наращивание усилий по защите государств Центральной Европы и Балтии, ставших членам ЕС и НАТО. Насколько это в интересах руководства США и Европейского союза, мы сможем выяснить уже в ближайшее время.

Что касается Украины, то ей в этой ситуации несколько проще. Ведь приходится полагаться на свои собственные силы и в случае неудачи можно винить исключительно представителей национальной элиты, приложивших недостаточно усилий для создания эффективного государства. Пока Россия демонстрирует уверенность в собственных силах и готовность повышать ставки в диалоге-противостоянии с Западом, в Киеве не будет спокойствия.