Глава Нацбанка установила своеобразный антирекорд среди чиновников, если верить свежим результатам социологического исследования Института Горшенина. 83,5% опрошенных недовольны работой Гонтаревой на ее посту. И едва три процента респондетов считают, что глава Нацбанка справляется со своей работой. Это поразительный результат. Среди лидеров общественного недоверия в Украине обычно представители силовых ведомств. Так, пятерка тех, чью работу одобряют меньше всего, выглядит следующим образом: глава МВД (10%), секретарь СНБО (8,8%), руководители СБУ (7,5%) и ГПУ (3,5%), а в конце рейтинга Гонтарева (2,8%). Работой премьера Яценюка недовольны 84,7% – тут он первый, но и тех, кто верит главе Кабмина, больше – 10,7%. Словом, народ раздражен работой главного банкира Украины. Как так вышло?
Гонтарева возглавила НБУ 19 июня 2014 г. За ее кандидатуру проголосовали 349 народных депутатов – это очень высокий уровень поддержки. Таким большинством можно без проблем менять Конституцию Украины. И года не прошло, как ряды сторонников Гонтаревой в парламенте резко поредели. Уже в феврале 2015-го Радикальная партия угрожала выходом из коалиции, если руководство НБУ не подаст в отставку. «Гонтарева – это вурдалака, который пьет кровь украинской экономики», — утверждал лидер фракции Олег Ляшко. Год назад (в начале марта) Радикальная партия блокировала трибуну, требуя увольнения человека, который «обокрал миллионы украинских граждан» и «уничтожил украинскую экономику». Коллеги по коалиции также явно настроены против Гонтаревой. «Она столько себе врагов нажила, что сможет сбежать куда-то только в Зимбабве», — утверждает нардеп из «Батькивщины» Игорь Луценко. По его словам, главе НБУ не уйти от наказания. Речь идет о скандальной истории с выведением депозитов семейства Гонтаревой из «Дельта Банка».
Как глава НБУ помогала выводить деньги родственников из банка-банкротаPoliteka детально рассказывала об этой некрасивой истории. Напомним вкратце. В марте прошлого года в «Дельта Банк» ввели временную администрацию и признали финучреждение неплатежеспособным. Однако накануне этих событий Гонтарева якобы предупредила членов своей семьи о тяжелом состоянии банка, те вывели около 12,5 млн грн. Глава НБУ не опровергала информацию о деньгах семьи в этом учреждении, однако утверждала, что ее сын пострадал, как и другие вкладчики. Было на счетах 800 тыс. грн, а получил 200 тыс. грн. Спасибо Фонду гарантирования вкладов, вернули хоть какие-то деньги. «За собственные финансовые решения нужно отвечать», — поучала сына Гонтарева. В октябре журналисты раскопали новую информацию. В СМИ появились банковские выписки, из которых следует, что сын главы НБУ снял практически все деньги, за исключением около 2 тыс. грн. Согласно документам, со счета Антона Гонтарева на счет его жены и неизвестных лиц перебрасывались значительные суммы. Комиссия за снятие налички составила 125 тыс. грн (1% от суммы) – отсюда и цифра в 12,5 млн грн. В середине января 2016 г. детективы Национального антикоррупционного бюро взялись за проверку информации о злоупотреблении служебным положением должностными лицами Нацбанка.
Гонтарева настроила против себя многих. И это не только народные депутаты. Обижены на Гонтареву и простые граждане – вкладчики украинских банков. Суровые ограничительные меры на досрочное снятие депозитов, все эти лимиты, касающиеся гривневых и валютных вкладов, портят и сейчас нервы нашим гражданам. Полуфантастическая история Гонтаревой о том, как ее семья пострадала от банкротства «Дельта Банка», вряд ли успокоила вкладчиков. Менеджмент банка выводил крупные суммы на зарубежные счета под пристальным «присмотром» регулятора – пишут они в своей петиции к президенту. К слову, обращение вкладчиков «Дельта Банка» все-таки попало к Порошенко и даже было удостоено ответом, мол, разберемся. Граждане, доверившие свои деньги другим банкам, также не в восторге от бурной деятельности Гонтаревой. Нацбанк активно зачищает финучреждения (ликвидировано свыше 60 банков), и это бьет по всем. Конечно, Фонд гарантирования вкладов возмещает физлицам часть подвисших денег (потолок – 200 тыс. грн), но часто это слабое утешение. Предположим, пару лет назад человек положил честно накопленные $15 тыс. и был свято уверен, что деньги вернутся. И вот курс прыгает за двадцатку, прощайте, пять тысяч долларов. Недовольны бизнесмены, оставшиеся без оборотных средств, в панике финансисты, чьи финучреждения закрываются. За каждым закрытым банком сотни, если не тысячи работников, которые оказались на улице. И в глазах этих людей главная причина их бед не собственник, который выполнил или не выполнил требования регулятора, часто меняющиеся без предупреждения или обсуждения, а именно Гонтарева, зачищающая банки. Это она отняла у них рабочие места и оставила без средств к существованию. К тому же армию безработных пополнили и сами труженики Нацбанка. Сразу же после назначения Гонтарева анонсировала сокращение штата НБУ на 80%. Угрозу пока не выполнила, но уже спустя год был уволен каждый пятый работник. Сокращения в Нацбанке продолжаются и сейчас, а значит, число недовольных лично Гонтаревой растет.
Обыватели винят главу НБУ в сумасшедшем курсе. Действительно, при Гонтаревой гривна подешевела относительно доллара почти в 2,5 раза (было 11,85 грн). А в феврале прошлого года «зеленый» подскочил до рекордных 32 грн. Курс растет и сейчас, что также бьет по репутации руководителя Нацбанка. Понятно, такая ситуация с долларом – это не только вина главы НБУ. И все же то, как она оправдывается, лишь усугубляет ситуацию. По ее словам, Нацбанк больше не ответственен за курс, поскольку стал регулятором денежно-кредитного рынка. При этом в падении гривны, по ее глубокому убеждению, виноваты сами украинцы, бросившиеся скупать доллар, журналисты, сеющие панику среди населения, и даже олигархи, вынуждающие СМИ писать плохо об НБУ. Впрочем, кто будет хорошо писать о человеке, который называет украинские медиа не иначе, как «свободная продажная пресса»? Вот, например, бывший замглавы Нацбанка Александр Савченко также винит Гонтареву в падении гривны. Именно ставка на административные методы регулирования рынка, обзвоны, совещания с крупными банкирами – все это привело к тому, что большие банки зарабатывают на валютных спекуляциях. Савченко также подчеркивает, что деятельность Гонтаревой усугубила положение маленьких банков – их не кредитуют, поэтому многие закрываются. «Я совсем не согласен с ее политикой, не видел ни одного адекватного решения», — говорит он. Впрочем, эксперта всегда можно обвинить в личной ангажированности. Мол, не справился со своей работой, зато других критикует.
Многие заявления главы НБУ, мягко говоря, расходятся с реальностью. К ноябрю 2015 г. поступит третий транш кредита МВФ, утверждала Гонтарева в сентябре. Деньги так и не пришли. 1 февраля 2016-го глава НБУ вновь анонсировала приток заграничных кредитов. Мол, на протяжении недели подпишут обновленный текст меморандума о сотрудничестве с МВФ, спустя три-четыре недели будет транш. И вновь затишье – на западном фронте без перемен. Как сообщил в конце февраля заместитель главы Минфина Артем Шевалев, обновленный текст меморандума о сотрудничестве до сих пор не согласован. Гонтарева гордится тем, как очищается банковская система. «Мы уже вычистили все эти «зомби»-банки, которые вымывали деньги», — утверждает она. В середине января президент Петр Порошенко именно за эти свершения нахваливал руководство НБУ. Под звуки падающей гривны и стоны обиженных вкладчиков он рассказывал, как Гонтаревой удалось стабилизировать банковскую систему, избавить Украину от банков-пустышек, которые «инфицировали всю систему». «Я удовлетворен деятельностью главы НБУ», — не скупился на комплименты Порошенко. Об эффективности главы Нацбанка, по его словам, свидетельствует выдвижение Гонтаревой на должность наилучшего главы центрального банка в мире. Спустя пару недель после заявления президента сама Гонтарева уточнила, что номинировал ее британский экономист Тимоти Эш («он такой знаменитый researcher»). В своем рейтинге он поставил главу НБУ на первое место, а на второе – главу Центробанка России Эльвиру Набиуллину (потому что ей «тоже трудно»). Странный выбор, учитывая, что в РФ рубль также падает, как и гривна в Украине. А вот американское издание Global Finance по итогам 2015 г. включило Гонтареву в десятку худших банкиров мира. Журналисты поставили ей оценку С. Такой же результат у глав центробанков Ирака, Ганы и Нигерии. И если «свободную продажную прессу» еще можно упрекнуть в необъективности, то как быть с престижным отчетом Global Competitiveness Report? Международные эксперты поставили банки Украины на последнее, 140-е место по надежности. А как же знаменитая реформа банковского сектора? Гонтарева сразу же нашлась, мол, эксперты оценивали работу «папередников». Звучит неубедительно, поскольку отчет был обнародован в январе 2016-го – то есть спустя полтора года после того, как Гонтарева возглавила НБУ.
На каждое обвинение или претензию в адрес Гонтаревой всегда находится контраргумент. Гривна падает? Выдвигайте претензии кому угодно, Нацбанк уже не отвечает за курс гривны. Проблемы у вкладчиков «Дельта Банка»? Так и семейство Гонтаревых пострадало. Обвиняете в злоупотреблении служебным положением – выведении миллионов из проблемного банка? Клевета, вот справка от ФГВ с 200 тыс. грн, пусть НАБУ разбирается. Гонтарева не справляется с работой? Так есть номинация от британской знаменитости на звание лучшего банкира в мире. Отечественные банки признаны самыми ненадежными в отчете Global Competitiveness Report? Так это заслуги предшественников – Гонтарева ни при чем. Словом, тысяча и одна отговорка. Вот только сами украинцы не верят в искренность главы НБУ. Из 100 человек лишь трое доверяют Гонтаревой. Разве это не народная оценка работы? Впрочем, учитывая опыт предыдущих оправданий, всегда можно обвинить социологов в продажности.