— Не впервые президент заявил не только депутатам, но и обществу, что мы прежде всего должны надеяться на себя и собственную армию.

— Акцент, что мы поможем себе только сами, фиксирую второй раз. Впервые услышал его во время его выступления на Майдане в День независимости. Именно тогда выступление президента поразило украиноцентричной направленностью, потому что в нем было очень мало лирики в адрес наших западных партнеров.

Вчерашнее послание в ВР было продолжением этой линии. Прежде чем сделать серьезную акцентированную артикуляцию на том, что мы должны надеяться на собственные силы, Порошенко отгрузил кейс благодарностей нашим западным партнерам. Но после того был еще больший акцент — что должны заботиться о собственной обороноспособности и полагаться только на себя.

Это фактически было настроем общества и элит, что следует перестать надеяться на западных партнеров и заканчивать с мечтами, что кто-то решит наши проблемы за нас.

Поскольку Порошенко говорит об этом во второй раз, то наверняка — такой теперь будет линия в общении с украинской нацией. Что все в наших руках. Это, кстати, очень правильный посыл нашему врагу, Кремлю. Что мы готовы до конца и самостоятельно бороться за свою независимость.

— Кроме этого, президент отметил, что в условиях агрессии России важнейшим вопросом является национальное единство и политическая консолидация. Что именно он имел в виду?

— Это был естественный призыв президента, слабо контролирующего сессионный зал парламента, хотя он и является лидером крупнейшей фракции в ВР. Однако он утратил свои прежние возможности влиять на сессионный зал. Позиции оппозиционных политических сил существенно укрепились за последнее время. Президенту не остается ничего другого — как апеллировать к ним и призвать к национальному единству перед агрессором.

»В карточке по учету кадров Верховной Рады Кучма написал, что он «русский» — Лукьяненко

Это вполне естественный призыв в условиях, которые сейчас есть. Но больше всего, что президент может сделать, — это призвать к объединению и снижение градуса политической дискуссии в обществе и парламенте.

— Порошенко также более или менее объективно рассказал о реальном состоянии дел в сфере обороны. Для чего?

— Месседжи в его выступлении были подчинены единому тезису: все, что сейчас делает Украина, прежде направлено на отражение агрессии России. Здесь нельзя было обойтись без детального анализа сферы вооружений и обороноспособности.

Украинскую власть часто критикуют оппозиционные политические силы патриотического направления, общество за серьезные злоупотребления в сфере обороноспособности и реформ ВСУ. Кажется, президент понимает высокий уровень недовольства общества нынешним руководством Министерства обороны и Генштаба, поэтому сделал оперативную экскурсию по экспозиции новейших украинских вооружений.

Хотел успокоить общество и опередить критику после своего выступления.

— Также Порошенко вспомнил о реформе Генпрокуратуры и судебной системы, которые общество также воспринимает достаточно критично.

— Запустив судебную реформу решением парламента в начале лета, президент получил индульгенцию на время. Определенный запас общественного терпения. Теперь он ссылается на решения, которые приняла Рада. Даже тем, кто критикует изменения в законодательстве в сфере судоустройства, сложно аргументировано критиковать президента — поскольку не прошло достаточно времени, когда можем говорить об эффективности либо неэффективности судебной реформы. У них теперь есть алиби.

«Вернуться в Киев меня звали еще с ноября. Предлагали должность заместителя министра обороны» — Тука

Многие юристы высказывают замечания о законодательных изменениях в системе судоустройства. Но инициаторы реформы сразу объявили, что она будет длиться годами. Поэтому и президент может говорить, что реальные последствия реформы правосудия мы увидим позже. Но реальное изменение правоохранительной системы должно начинаться именно с судейского корпуса.

— По решению кризиса на Донбассе, Порошенко заверил, что Украина не примет условия, которые предлагает Россия. Это так?

— Он попытался произнести много различных тезисов, которые должны удовлетворить всех, кому направлено его послание. Западным партнерам Порошенко послал четкий сигнал — Украина остается преданной нормандскому формату и минской переговорной площадке. Это чтобы Запад сильно не волновался.

Патриотической части общества, критикующей Порошенко за чрезмерную уступчивость государству-   агрессору и мягкость в переговорах с западными партнерами, был направлен четкий сигнал — что любые разговоры о реинтеграции Донбасса состоятся только после того, как оттуда уйдут оккупационные войска и их марионетки, а Украина возобновит полноценный контроль над своей государственной границей.

Третьей части общества и политикума объяснили, что президент остается последовательным. Он заявил, что нашей задачей является скорейшее и полное восстановление целостности Украины. И он предал месседж, что должны бороться — чтобы как можно быстрее дипломатическим и мирным способом вернуть оккупированные районы Донецкой и Луганской областей.

Порошенко жестко акцентировал, что Украина будет бороться за возвращение Крыма. А санкции против России должны быть отменены только после восстановления территориальной целостности Украины в пределах 1991 года. Все эти месседжи должны были удовлетворить каждого. Но в сочетании получилось, как в мультике «Простоквашино», когда его герои писали письма дяди Федору. Каждый писал что-то свое. Несмотря на некоторые симпатичные слова, все вместе оно не клеится.

Президент уделил много времени проблеме Донбасса, мы не получили четкого ответа на вопрос — какова его цель в решении проблемы российско-украинской войны.

»Писатели молчали, и в результате от имени государства говорят Медведчук и Кучма»

Как писала Politеka, президент Украины Петр Порошенко 6 сентября озвучил в стенах ВР свое ежегодное послание к парламент. Глава государства подчеркнул, что военного решения проблемы целостности Украины не существует, единственный путь — политико-дипломатический.

Президент также раскритиковал позицию украинских политиков, выступающих против Минских соглашений и нормандского формата. Он подчеркнул, что «Нормандия» и «Минск» открывают реальный путь к возвращению Донбасса и являются единственным инструментом, чтобы этого достичь. Порошенко отметил, что любой формат имеет смысл, только когда в нем присутствует Россия, но он «многосторонний».

Галина Остаповец