Северокорейский лидер не просто играет в очень рискованную игру. Его демонстративные выходки — не покерный блеф, а четко рассчитанный и мастерски произведенный удар. И его основная энергия направлена не на США, Южную Корею или Японию, а на Китай и Россию.

Информационная тень на БРИКС

Дата последнего ядерного испытания выбрана не случайно. В таких делах это исключено. В испытании заложено четкое послание ближайшему соседу и, до недавнего времени, главному торговому партнеру — Китаю.

Ядерный Ким — северокорейский хулиган повышает ставки

На юге Поднебесной в Сямэне открылся саммит БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика. Важный факт — Китай хочет расширить состав участников организации, так называемый БРИКС+. В списке приглашенных — Гвинея, Египет, Мексика, Таджикистан и Таиланд. В китайской прессе нынешний саммит называют встречей пяти континентов, и по такому же принципу, возможно, Пекин хотел бы осуществить подбор других участников «круга друзей БРИКС».

Для китайского руководства и лично для товарища Си Цзиньпиня саммит БРИКС был очень важен. Ради того, чтобы он состоялся и собрались все участники, Китай пошел на смягчение напряженности с Индией в Гималаях. Но главное, по замыслу Пекина, информационное событие, если не всего года, то его второй половины, своими испытаниями затмил северокорейский лидер.

Первые страницы мировых газет и срочных информационных сообщений были именно об этом, а не о том, чем занимались лидеры БРИКС на китайском курорте. Такой дерзости Киму точно не простят. Пекин просто вынужден будет тоже добавить гнева и осуждения.

В то же время на своей пресс-конференции 5 сентября Владимир Путин постарался изобразить себя, во-первых, если не миротворцем, то дипломатом: «Россия осуждает эти упражнения со стороны Северной Кореи. Мы считаем, что они носят провокационный характер… Да они траву будут есть, но не откажутся от этой программы, если не будут чувствовать себя в безопасности! А что значит обеспечить безопасность? Обеспечить восстановление международного права!».

О каком праве говорил российский президент, когда аннексировал Крым и вторгался на Донбасс? Что и говорить, дипломат.

Во-вторых, российский президент решил упредить возможные американские санкции против тех, кто ведет торговлю с Северной Кореей.

«Я спросил нашего министра энергетики, сколько нефти мы поставляем в Северную Корею, — говорил Путин. — 40 тыс. тонн — в квартал! Напоминаю, что Россия экспортирует свыше 400 млн тонн нефти и нефтепродуктов на мировой рынок! 400млн тонн! 40 тыс. тонн в квартал — это ноль!.. Ноль. Рабочая сила Северной Кореи? Да, у нас работает 30 тыс. человек из Северной Кореи. Это о чем-то говорит? Это тоже ноль!.. Просто не о чем даже говорить!».

БРИКС 2017
БРИКС 2017

Наверное, в Вашингтоне считают, что говорить есть о чем. И если все это около нуля, то почему бы и не превратить это в нуль абсолютный. Ответа, конечно, российский президент не дал.

Понимал ли товарищ Ким, что он затевает? Сама постановка вопроса кажется излишней. Не просто понимал, а действовал именно так, чтобы максимально досадить Китаю и России.

Первому, потому что, по его представлению, Китай пошел на поводу у американских империалистов и их, по северокорейской пропагандистской терминологии, южнокорейских марионеток вкупе с японцами, и серьезно ограничил внешнюю торговлю со страной чучхе. Россию при этом просто не берут в голову, и попытки Москвы играть роль какого-то посредника, на которую ее никто не уполномочил, вызывают только недоумение. Как Пекину, так и Вашингтону для разговоров с Пхеньяном, если до этого вообще дойдет дело, никакие посредники не нужны и в советах Кремля они уж точно не нуждаются.


Дополнительное раздражение Пекина вызвано еще и тем, что теперь для развертывания в Южной Корее систем противоракетной обороны THAAD появилось вполне очевидное обоснование. Кроме того, серьезно обсуждается возможности размещения в Южной Корее американских стратегических бомбардировщиков и авианосца.


Возражения Китая против таких действий выглядят даже несколько странными. Ким угрожает США и Южной Корее, и этим даже бахвалится. Какие могут быть возражения против естественного желания защититься?

Третий фактор, имеющий психологический и символический характер. Восток, как известно, дело тонкое, а Дальний Восток – еще тоньше. Китай всегда позиционировал себя как мировую державу и его второе название – Поднебесная — четко отражает ментальный характер народа и его элиты.

Ядерные испытания, Северная Корея
Северокорейские ядерные испытания взволновали Японию и вывели из себя Китай

И вот теперь международный изгой, которого столько времени защищали и которому не давали погибнуть, позволяет себе кусать руку, с которой кормился много лет. Причем делает это в  вызывающей форме. Такого унижения великий сосед не стерпит и отплатит сполна. Как он может с позиции силы разговаривать с большой Индией, если не в состоянии утихомирить гораздо меньшего во всех отношениях международного забияку?


Китай не будет защищать КНДР военным путем, но будет выступать против вооруженного решения проблемы. Не из-за Кима, а из опасений, что военный конфликт может перерасти в ядерный, и тогда пострадают его пограничные районы. Кстати, для России опасность еще больше, так как в зоне радиоактивного заражения окажется Владивосток и обширная территория Приморья.


Несмотря на воинственную риторику этого не хотят как Южная Корея, так и Япония. Для них опасность нисколько не меньше.

Отсюда следует, что переход конфликта в полномасштабную войну с применением всего арсенала вооружений маловероятен. Но его исключить нельзя. Здесь могут быть неучтенные случайности и откровенные провокации. Тем не менее, пока здравый смысл не дает перейти красную линию.

Варианты мира и войны

Хотя раздаются пессимистические прогнозы насчет возможного мирного урегулирования конфликта, тем не менее, еще не все потеряно.

Парадный расчет: как в Киеве нарисовали контуры грядущего «Междуморья»

Во-первых. Путин не случайно затронул вопрос поставок нефтепродуктов в КНДР. Страна практически полностью зависит от импорта. В основном из Китая. Пекин уже в несколько раз сократил торговлю энергоресурсами, но не прекратил их полностью. Полная остановка поставок нефти из Китая и России приведет не только к коллапсу северокорейской экономики, но также, в относительно короткое время, к параличу всей северокорейской армии. В том числе и ее устаревшей авиации. Это очень важный козырь и похоже на то, что Пекин и Москва держат его на крайний случай.

Полное эмбарго на торговлю с Северной Кореей, если исключить случаи контрабанды, также быстро приведет к исчерпанию валютных резервов, поток которых и так значительно сократился. Это также чувствительно для Пхеньяна, так как ее ракетно-ядерное оружие сильно зависит от внешних поставок, за которые, в силу санкций, приходится платить наличными и дорого.

Все это меры не такие длительные во времени, так как северокорейская экономика слаба и держалась на постоянной подпитке из Китая. Она начала расти, но в значительной степени зависит от внешней торговли.

Похоже, что в пику Пхеньяну, Россия и Китай усиливают свои связи с Южной Кореей.

Владимир Путин на полях саммита G-20 в Гамбурге провел встречу с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином. Теперь он приезжает во Владивосток для участия в III Восточном экономическом форуме. Учитывая обстановку, это сделано не только для обсуждения торговых и экономических вопросов, а для демонстративного усиление связей с Югом против Севера.

Шаги Пекина еще будут сделаны, и здесь все упирается в отношения Поднебесной и США. Угрозы Трампа запустить санкции против компаний (и государств), торгующих с КНДР в Китае также воспринимают очень серьезно. Конечно, полностью прекратить торговлю объемом $650 млрд невозможно. США точно так же зависят от нее, как и Китай. Но сам факт расследований опасен для китайских фирм.

К тому же, в условиях снижения роста китайского ВВП, Пекин не может рисковать какими-либо нарушениями в торговле с таким важным партнером. Так что делать придется, хотя и без особого желания. Каждое новое ракетно-ядерное испытание, а судя по сообщениям южнокорейской разведки, оно приближается, будет увеличивать давление Вашингтона на Пекин.

Теперь о мерах военного характера.

Во-первых. Трамп уже обещал поставки самого современного оружия Южной Корее и Японии. Сам по себе этот фактор может в перспективе серьезно изменить соотношение сил в Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Юрий Миндюк о концепции «Междуморье» и оборонной площадке Запада (видео)

При этом северокорейские угрозы могут сместить направление дискуссий в Японии относительно статей конституции, запрещающих ядерное вооружение и создание полноценной армии. Имеющиеся силы самообороны уже получают современное оружие, и переход на полноценное перевооружение не станет проблемой для такой промышленно развитой страны как Япония.

Во-вторых. Хотя некоторые эксперты довольно скептически отнеслись к намерению США разместить в Южной Корее бомбардировщики с ядерным оружием и авианосец, это серьезный фактор. Начиная с резкого уменьшения подлетного времени до северокорейских объектов и заканчивая тем, что авианосец действует не сам по себе, а возглавляет ударную авианосную группу в составе группы кораблей, каждый из которых вооружен и может действовать самостоятельно.

Северная Корея оказывается под условным прицелом не только сухопутных войск и авиации, но также ВМС США, Южной Кореи и Японии. Это значительные подвижные силы, которые могут действовать вблизи важнейших военных и промышленных объектов КНДР.

Главный северокорейский козырь — возможный обстрел столицы Южной Кореи Сеула из дальнобойной артиллерии, конечно, существенный и им пренебрегать не следует. Тем не менее, для такого обстрела артиллерийские и ракетные установки должны выйти на позиции вблизи демаркационной линии по 38 параллели, где они окажутся в зоне действия сил противной стороны. Не следует думать, что такой вариант не просматривался американскими и южнокорейскими военными, и они не предусмотрели соответствующих мер защиты и поражения северокорейских артиллерийских установок, Кстати, далеких от современных.

Добавим к этому полное господство в воздухе американской и южнокорейской авиации. Столкновения последней с северокорейскими летчиками показали низкий уровень летной и боевой подготовки последних, а также устаревшую систему связи и тактики воздушных боев.

Остров Гуам
Пхеньян угрожает бомбить остров Гуам, но вряд ли отважится на такой шаг

И последнее. Пока не стоит воспринимать в серьез угрозы товарища Кима обстрелять американское западное побережье баллистическими ракетами.

Во-первых, таких ракет у него очень мало. Во-вторых, последние испытания американских систем противоракетной обороны, проведенные в конце августа, показали их высокую эффективность и точность в поражении целей. Так что если что-то и долетит до побережья Калифорнии или острова Гуам, то вероятен их перехват и уничтожение. Так что пока угрозы Кима носят пропагандистский характер.


Вариант полномасштабной войны на Корейском полуострове пока что маловероятен. Его не хочет никто, и Ким Чен Ын — в первую очередь. Тем не менее, военные меры будут предприниматься, отчего накал отношений не только не уменьшится, а еще больше увеличится. В ответ будут проходить ракетно-ядерные испытания в Северной Корее, с расчетом на то, что нервы у США не выдержат. Вряд ли Ким на этом пути достигнет успехов, но пытаться будет.


Дипломатическая изоляция Пхеньяна увеличится. Усилятся ли экономические санкции, пока сказать трудно. Китай в глубоком размышлении.

Юрий Райхель