Прошлогодний парад на Крещатике запомнился большим количеством продемонстрированной на нем военной техники, отчего наши многочисленные «доброжелатели» за поребриком дружно принялись вопить о милитаризации Украины.

«Демократическая» зачистка Украины: что задумал Трамп?

Нынешняя демонстрация военной мощи была куда более знаковой: в торжественном марше по центральной улице украинской столицы приняли участие 231 военнослужащий армий держав-членов НАТО и партнеров Альянса. За действом с высоких трибун наблюдали многочисленные именитые гости – главы оборонных ведомств стран Северной Америки, Туманного Альбиона, центральной и восточной Европы. Вишенкой на торте стало присутствие шефа Пентагона легендарного «воина-монаха» Джеймса Мэттиса, сказавшего немало ободряющих слов в адрес нашей страны и ее вооруженных сил.

Такой формат проведения парада, высокие гости на трибунах и развивающиеся знамена держав-партнеров Украины не могли не воодушевить патриотов и просто здравомыслящих граждан. Как не могли они и оставить равнодушными российских агрессоров и пятую колонну Кремля в нашей стране. Последние принялись стенать о «натовском сапоге в Киеве» и о том, что Украина, дескать, «несамостоятельное государство». Причем масштаб усилий, отведенных кремлевскими пропагандистами на обгаживание парада, вселяет оптимизм – понимание того, что агрессор серьезно задет, придает уверенности, что мы все делаем правильно.

Чтобы разобраться, каково же истинное значение присутствия на параде столь ожидаемых гостей и какой геополитический посыл могут нести иноземные знамена и штандарты urbi et orbi, нам следует вспомнить участников поименно.

Итак, по Крещатику прошли подразделения и знаменосцы из Соединенных Штатов, Канады, Великобритании, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Румынии, Молдовы и Грузии. На трибунах за действом следили министры обороны: США — Джеймс Мэттис, Польши – Антоний Мацеревич, Литвы — Раймундас Кароблис, Латвии — Раймондс Бергманис, Эстонии – Юри Луйк, Черногории – Предраг Бошкович, Турции – Фикри Ышик, Грузии – Леван Изория и Молдовы (в статусе и.о министра) — Георге Галбура. Великобритания была представлена генеральным директором политики безопасности министерства обороны Питером Уоткинсом.

То есть на параде были представлены, с одной стороны — ключевые державы англосаксонского мира: США, Соединенное Королевство и Канада. С другой — группа стран центральной и восточной Европы – потенциальных участников гипотетического (пока что) объединения в рамках проекта «Балто-Черноморского союза» (либо «Междуморья»).

Между тремя морями

Саму концепцию «Междуморья» в разное время развивали руководитель межвоенной Польши Юзеф Пилсудский и выдающийся польский мыслитель-гуманист Ежи Гедройц, ряд других политиков и интеллектуалов Польши и иных стран центрально-восточной Европы.

«Чудо на Висле»: как поляки и украинцы спасли Европу от большевизма

В основе концепции – военный, геополитический и экономический союз (либо конфедерация) стран, расположенных между СССР/Россией на востоке и Германией и другими державами западной Европы – на западе. Согласно авторам идеи, народы, проживающие между Балтийским, Черным и Адриатическим морями, близки цивилизационно, имеют похожую культуру и систему ценностей. Объединение усилий таких народов позволит противостоять как российскому империализму, так и западноевропейскому доминированию.

Различные концепции «Междуморья» предполагают различный круг участников. Пилсудский видел проект как союз Польши, Украины, Беларуси и Литвы (т.е., по сути, речь шла о воссоздании Речи Посполитой). Другие авторы включали в объединение также Венгрию, Чехию, Словакию, Румынию, различные державы Балкан, страны Балтии и Скандинавии. В 1990-2000-х годах в Польше, Украине и Литве активно обсуждалась идея Балто-Черноморской дуги в составе всех стран Балтии, Польши, Украины, Румынии и Молдовы; возможно, также Венгрии, Хорватии и даже Швеции и Турции.

В последние годы в Польше идею Intermarium активно подняла на свои знамена правящая партия «Право и Справедливость»; однако постоянные заигрывания соратников Ярослава Качиньского с националистически настроенным электоратом грозит на корню испортить отношения Варшавы со своими соседями, в первую очередь – с Киевом и Вильнюсом. В любом случае, идея «Междуморья» продолжает оставаться на уровне концепта – о ней долго и красочно спорят, но никто не решается сделать реальные шаги в сторону создания объединения.


Предложенная Польшей и Хорватией и уже институционализированная концепция «Триморья» никоим образом не может претендовать на воплощение идеи Intermarium, так как является не геополитическим союзом, а площадкой для развития инфраструктурных проектов внутри ЕС.

междуморье
Одна из концепций «Междуморья»

Расколотый Запад

В то же время противоречия между странами центральной и восточной Европы и странами Европы западной продолжают нарастать.

Выборы в Германии: все идет по плану

Так, новые члены Евросоюза категорически не согласны с концепцией мультикультурализма и с миграционной политикой Брюсселя и Берлина, небезосновательно усматривая в них угрозу европейской идентичности. При этом Варшава и Будапешт критикуют Брюссель открыто, в то время как другие страны «Новой Европы» предпочитают отмалчиваться. Кроме того, молодые члены ЕС недовольны постоянно растущей ролью бюрократического аппарата объединения, его стремлением регулировать все и вся, чрезмерным вмешательством еврочиновников в экономику и слишком высокими налоговыми ставками.

В ответ политики западноевропейских держав и функционеры ЕС упрекают страны восточной Европы в подрыве общеевропейского единства, переманивании инвесторов, попытках разбалансировать экономику еврозоны и угрожают санкциями. Отдельное раздражение «Старой Европы» вызывает категорическое нежелание восточных соседей принимать мигрантов из Африки и Ближнего Востока.

Не меньшие разногласия между старыми и большинством новых членов Евросоюза наблюдаются в сфере политики безопасности. Для подавляющего большинства стран восточной Европы российская угроза вполне осязаема. А память о советской оккупации, застенках НКВД, массовых расстрелах и депортациях слишком жива, чтобы позволить себе пренебрегать усилиями по сдерживанию Кремля ради сиюминутной экономической выгоды. За редким исключением, политики восточноевропейских стран ратуют за усиление санкций против Москвы, минимизацию экономических связей с РФ и дальнейшее наращивание натовского (читай – американского) военного присутствия. В то же время  западноевропейский бизнес чудесно ладит с россиянами, а политики в Берлине, Париже, Амстердаме etc искренне не понимают, почему они должны увеличивать вклад в оборонный бюджет.

Джеймс Мэттис
Степан Полторак и Джеймс Мэттис на параде в Киеве

Увеличивается трещина и в отношениях между ключевыми европейскими столицами и англосаксонскими странами. И дело не только в президенте Соединенных Штатов Дональде Трампе, не приемлющем мультикультурализм и политкорректность. Все гораздо глубже; базовые интересы Вашингтона и Брюсселя расходятся все сильнее и сильнее. Принятый американским Конгрессом санкционный закон не только поставил крест на заигрываниях Трампа с русскими, но также сильно ударил по интересам завязанного на Москву европейского бизнеса. Стремление американцев выйти на европейский рынок сжиженного газа упирается в противодействие самих европейцев, которым, как оказалось, вполне комфортно сидеть на российской газовой игле. Наконец, настойчивые требования не только одного Трампа, но всего американского истеблишмента к европейцам повысить свои оборонные расходы до минимально необходимых 2% ВВП встречают лишь невнятные отговорки последних.

Добрые отношения Евросоюза и Великобритании практически уничтожены: еврочиновники смертельно обиделись на жителей Туманного Альбиона за их стремление выйти из состава объединения и полны решимости наказать мятежный остров. Австралия, еще одна крупная англосаксонская страна, подвергается постоянным нападкам за недостаточно гуманное, по мнению Брюсселя, обращение с нелегальными мигрантами. Впрочем, нитей, связывающих австралийцев со Старым континентом, с каждым годом становится все меньше (а с Азиатско-Тихоокеанским регионом – все больше), потому страна кенгуру вполне способна на критику просто не реагировать.

Альтернативные союзы

В таких условиях США и Великобритания все больше пытаются искать точку опоры на востоке Европы. А новые члены ЕС – опираться на Вашингтон и (в меньшей степени) на Лондон.

Болевые точки: война до победы или мирная капитуляция?

Американцев и жителей потенциального «Междуморья» связывает общий взгляд на вопросы противодействия нелегальной миграции и российскую угрозу; похожие подходы к экономической деятельности (на основе свободного рынка) и серьезное отношение к проблемам безопасности. Итогом такой политики является как расширение военного и военно-технического сотрудничества, так и укрепление экономических связей – в частности в области энергетики. В мае прошлого года США ввели в эксплуатацию базу ПРО в Румынии и приступили к созданию аналогичной в Польше.

В начале июля уже этого года Дональд Трамп посетил Варшаву, где обратился к сотням тысяч собравшихся поляков с программной речью, посвященной судьбам западной цивилизации. Среди прочего, глава Белого дома тогда подтвердил намерения США гарантировать безопасность стран региона. Там же было подписано соглашение о поставках Польше американских зенитно-ракетных комплексов Patriot. А три недели спустя вице-президент Майк Пенс посетил Таллинн, где встретился с лидерами стран Балтии и заверил их в американской поддержке.

9 июня первый танкер с американским сжиженным газом прибыл на LNG-терминал в польском Свиноуйсьце. 20 августа еще один корабль доставил новую партию газа, на сей раз в литовскую Клайпеду. Во время уже упоминаемого визита в Польшу Дональд Трамп пообещал нарастить поставки голубого топлива в Европу «в любое время».


Страны восточной Европы, на протяжении всей своей истории сталкивающиеся с различными проявлениями российского экспансионизма, прекрасно осознают уровень опасности, исходящий от Кремля в наши дни. За редким исключением, они выступают за куда более действенную помощь и нашей стране в ее противостоянии агрессору. Это объединяет их с Соединенными Штатами, всерьез рассматривающими возможность предоставления Киеву оборонительного оружия, и Великобританией, бывший премьер которой Дэвид Кэмерон в свое время призывал отключить Москву от системы SWIFT, «вырубив» таким образом экономику Российской Федерации.

Геополитика парада

Поэтому очень логичным было присутствие на военном параде 24 августа этого года военнослужащих и министров обороны США и Великобритании, столетиями сдерживающих кремлевскую агрессию; стран Балтии, над которыми вплотную навис «русский медведь»; и Польши, обвиняющей Москву в гибели борта Ту-154 под Смоленском.

Северная Корея: товарищ Ким верит, что победит

Кстати, глава польского оборонного ведомства Антони Мацеревич – основной адепт версии о сознательном уничтожении россиянами президентского борта – и в Киеве был предельно категоричным. «Я хотел бы поблагодарить Украину за то, что она берет на себя сегодня основной груз борьбы и защиты перед этим варварским нашествием, которое имеет место, и что именно Украина берет сегодня на себя основную задачу по защите Европы», — отметил он.

Симптоматичным было присутствие подразделения вооруженных сил Румынии – Бухарест занимает одну из наиболее последовательных позиций в вопросе сдерживания кремлевской угрозы; а также министра обороны Черногории Предрага Бошковича – в прошлом году россияне едва не устроили государственный переворот с целью заблокировать движение Подгорицы в НАТО. Крайне любопытен приезд главы оборонного ведомства Турции Фикри Ышика. В последние годы Анкара очень активно сотрудничает с Москвой – в частности, по проекту «Турецкий поток». Возможно, у Эрдогана решили, что отношения с Вашингтоном важнее. А быть может, таким образом Анкара просто демонстрирует свой интерес и присутствие в регионе. Хотя некоторые идеологи Балто-Черноморской дуги называют Турцию одним из потенциальных участников объединения.

Ну и, разумеется, более чем органично смотрелись на Крещатике гости из Грузии и Молдовы – стран, испытавших на себе все «прелести» братских российских объятий – от необъявленной войны до оккупации части территории — задолго до Украины.

парад

Несколько обескуражило отсутствие на торжествах представителей Хорватии – страны, столкнувшейся в начале 90-х с поощряемой Москвой сербской агрессией. Тем более что глава хорватского правительства Андрей Пленкович неоднократно заявлял о симпатиях к нашей стране, а многие ветераны хорватско-сербской войны добровольцами поехали защищать Украину в составе «Азова» и других формирований. Также хотелось бы увидеть гостей из Швеции – эта страна всегда поддерживала Украину. Бывший премьер-министр и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт известен как один из самых последовательных адвокатов Киева (правда, ныне его партия пребывает в оппозиции).


Напротив, отсутствие на параде представителей стран западной Европы выглядит очень даже логичным. Наши партнеры по «нормандскому формату», так гневно изобличающие российскую агрессию, на самом деле ужасно боятся не только вводить жесткие санкции против РФ и поставлять нашей стране летальное оружие, но опасаются даже гипотетических упреков в поощрении «милитаризации» Украины.


А вот вполне осязаемые контуры будущего «Междуморья» под патронатом англосаксонского мира на параде проступили довольно четко. Народы восточной Европы действительно имеют очень много общего – ментально, культурно и лингвистически. У нас есть схожие интересы и общие угрозы. И мы просто обречены, невзирая на непростую историю, держаться вместе. Иначе – как уже не раз бывало – будем уничтожены порознь.

Максим Викулов