По конституции 2010 года президент избирается всенародным голосованием на шесть лет без права повторного избрания.
Триумф популистов в Чехии: станет ли Прага новым другом Кремля?В силу этого, нынешний президент Алмазбек Атамбаев не мог участвовать в выборах, но по устойчивой центральноазиатской традиции просто так уйти от власти не захотел. Выбор и поддержка своего кандидата, его победа при соблюдении демократических процедур — все это стало несущей конструкцией выборов.
Киргизия разделена горными хребтами на две практически изолированные части. Юг (Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области) и север (Таласская, Чуйская, Иссык-Кульская и Нарынская обл.). Обособленные друг от друга горными хребтами, эти регионы имеют экономические и демографические отличия.
Северный регион (особенно Чуйская обл.) более развит индустриально, на юге преобладает сельское хозяйство. Но если региональные отличия есть у любых народов, то у киргизов они достаточно велики.
Север, юг и криминалитет
Еще при образовании Киргизии в 1920-х гг. были очевидны существенные различия между севером и югом. В южном регионе всегда были сильны сепаратистские настроения.
В апреле 2010 года киргизское МВД сообщало, что на юге — в Ошской и Джелал-Абадской областях — распространяют листовки и компакт-диски с призывами отделяться от севера. Предлагалось создать Демократическую республику Южный Киргизстан
Две киргизские революции прошли при активном участии южных областей. Как утверждали киргизские СМИ, беспорядки в 2005 и 2010 годах в Бишкеке и других городах устраивали южные наркобароны. Через этот регион страны проходит один из каналов транзита наркотиков в Россию. О том, что Ош — столица наркотрафика в Центральной Азии, известно давно.
В недавних выборах участвовали 11 кандидатов, но основная борьба развернулась между креатурой Атамбаева Сооронбаем Жээнбековым и Омурбеком Бабановым. Оба были премьер-министрами. Первый — с апреля 2016 до августа 2017, а второй — с декабря 2011 до сентября 2012.
В парламенте Бабанов является лидером фракции оппозиционной партии «Республика-Ата Журт» (Республика—Отечество). Еще летом именно он представлялся ставленником Атамбаева, но потом произошел резкий поворот, и на эту роль назначили Жээнбекова.
До этого произошли другие не менее важные события. Наряду с Жээнбековым, от власти выдвигался еще один кандидат — Чыныбай Турсунбеков. Это значит, что противоречия между относительно религиозным югом и более светским севером остаются существенными. Турсунбеков из Нарынской области представляет север, Жээнбеков — южанин. В свою бытность премьер-министром, как утверждают, он поощрял распространение ислама в государственных органах.
«Выбирай не выбирай — победит Сооронбай»
За несколько недель для выборов рейтинги Бабанова начали расти, и окружение Атамбаева начало серьезно нервничать. Настолько, что последовали несколько необычные внешнеполитические шаги, приведшие к серьезному конфликту с Казахстаном.
Однако Сооронбай Жээнбеков получил почти 55% голосов и был объявлен победителем. Его главного оппонента Омурбека Бабанова поддержали 33% избирателей. При том, что в родной Таласской области он набрал 85% голосов. Это ничего не решало, так как достаточно было кандидату от власти выиграть в самой населенной Ошской области, где Жээнбеков набрал 73% голосов, чтобы перекрыть все голоса за Бабанова.
Кроме того, кандидат власти и южанин выиграл на севере — в столице Бишкеке. Ничего удивительного. В центре сосредоточено много бюджетных организаций и министерств. Их сотрудники заинтересованы в сохранении действующего порядка.
На специальной пресс-конференции Бабанов признал результаты выборов, хотя и уклончиво: «В этих выборах я занял место, которое дали мне». Он также попросил не устраивать акции протеста.
Хотя наблюдатели ОБСЕ зафиксировали многочисленные нарушения. В день выборов Атамбаев заявил, что ему «предлагали 20 миллионов долларов за поддержку Бабанова», но он гордо отказался. Это прямое нарушение правил ведения избирательной кампании, однако штабу кандидата от оппозиции было отказано в жалобе, так как президент обладает «неприкосновенностью», а значит, может говорить и делать все, что захочет.
«В целом выборная кампания прошла на три с половиной по пятибалльной системе, — считает киргизский политолог Сейтек Качкынбай. — Но даже то, что кандидат от власти победил еле-еле, с таким небольшим результатом, — это, я считаю, шаг вперед».
Братский скандал
Возможно, избирательная кампания в Киргизии не вышла бы за пределы Центральной Азии, хотя и имела для региона достаточно большое значение.
Европейский выбор: поворот Австрии вправо и вызов для МеркельОднако довольно неожиданно она получила международный резонанс.
Киргизия и Казахстан — очень близкие страны, а киргизы и казахи такие же близкие народы.
Тем не менее, между самыми ближайшими странами и родственными народами часто складываются непростые отношения.
Началось с того, когда 19 сентября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с кандидатом Омурбеком Бабановым.
Из Бишкека последовала нота протеста. Из Астаны ответили, что до этого Назарбаев встречался и с кандидатом власти Сооронбаем Жээнбековым.
Дипломатическая пикировка получила продолжение на высшем уровне. В ДТП 7 октября за неделю до выборов погиб вице-премьер Темир Джумакадыров. Он отвечал за их проведение. Возможно поэтому у Алмазбека Атамбаева не выдержали нервы. В этот же день на вручении государственных наград президент резко высказался в отношении вмешательства Казахстана в будущие выборы.
Для начала Атамбаев заявил, что казахстанские богатства разворовываются, а также Астане не нравятся демократические порядки у соседей. Казахстан он назвал Нурсултанатом.
«Я поддерживаю слова Назарбаева о том, что он говорит на встрече с Бабановым: «Хорошо, если молодой президент будет в Кыргызстане!». Но у нас самый старший кандидат в президенты на сегодня на 20 лет моложе Назарбаева!.. – сказал Атамбаев. — Так кому нужен молодой президент? Нам или Казахстану? Казахи — наши братья! У нас одна кровь. Казахи — это мы, которые больше 500 лет назад выбрали султаном себе чингизида. Но иногда такое чувство, что до сих пор чингизиды правят Казахстаном, а не казахи. Не надо к нам соваться учить — мы нашли свою дорогу».
Как отметил казахстанский политолог Досым Сатпаев, Атамбаев не собирался ссориться с Казахстаном, а попытался иностранными связями дискредитировать Бабанова.
«Это был слишком серьезный конкурент для его протеже Жээнбекова, и все говорит о том, что даже для самого Атамбаева накал выборов и их непредсказуемость слишком уж велики. В этом смысле можно говорить, что он перегнул палку», — объяснил эксперт.
Сразу после выборов и подведения их итогов Атамбаев публично извинился: «Возможно, я слишком эмоционально выразился в отношении президента Казахстана… Он, наверное, такой же доверчивый, как и я».
Почему Будапешт атакует Киев: взгляд изнутриКиргизский президент обвинил во всем олигархическое окружение Назарбаева, которое думает «лишь о том, как бы сберечь свои деньги».
Однако скандал приобрел динамику. По российскому примеру с 10 октября Казахстан ввел усиленный контроль на границе с Киргизией. В результате на пунктах перехода образовались многокилометровые пробки. Также введен запрет на поставку продукции в Казахстан пяти киргизских молокоперерабатывающих заводов. Власти в Астане заявили, что операция по усиленному контролю казахско-киргизского участка государственной границы ведется в плановом режиме. Контроль проводится с целью сокращения объема серого импорта.
Похоже, что извинения Атамбаева не произвели на Астану должного впечатления, а ситуация на границе не изменилась, а скорее ухудшилась: очереди увеличились.
Киргизские предприниматели обратились к правительствам двух стран с просьбой не смешивать политику и экономику. Но в Бишкеке объявили о сбросе воды в Кировском водохранилище для быстрого проведения ремонтно-восстановительных работ на плотине и водоводах. Если из него сбросят 550 млн куб. метров воды, то к весне оно не успеет наполниться, и в летний период не хватит воды для орошения в пограничных районах Казахстана.
Если власти Киргизии сделают это, то негативные последствия грозят, скорее, им.
«Впереди зима и нехватка продуктов первой необходимости, включая муку, ГСМ, — отметил один из лидеров киргизского оппозиционного движения «Жаны муун» (Новое поколение) Адиль Турдукулов. — Стоит ожидать выдавливания наших мигрантов из Казахстана, тупик на границе осложнит и без того непростую социально-экономическую ситуацию в Киргизии».
Визит премьер-министра Киргизии Исхакова в Астану не принес видимого результата. Вот почему Атамбаев продолжил свои нападки.
«Видимо, не зря в Казахстане собираются перейти с кириллицы на латиницу — это отрезание от России, — заявил он. — На границе с РФ проходят совместные учения военных Казахстана и морпехов США… Последние несколько лет мы видим, что действия Казахстана направлены на развал ЕАЭС (Евразийского экономического союза – Ред.)».
Упоминание ЕАЭС не случайно, как и обвинения в антироссийских действиях руководства Казахстана. Официальная Москва ни слова не проронила по этой ситуации, хотя президент Атамбаев для разрешения противоречий с Казахстаном намерен созвать внеочередное заседание глав государств – членов ЕАЭС. В этом объединении появилась еще одна точка напряжения.
«Есть вероятность того, что в дышащем на ладан ЕАЭС, кроме уже стабильно конфликтного дуэта «Москва-Минск», появится не менее конфликтный дуэт «Астана-Бишкек», — прокомментировал ситуацию для московской «Независимой газеты» Досым Сатпаев. — Торговые войны и взаимные санкции уже опробованный инструмент. И Акорда (резиденция президента Казахстана, – ред.), судя по всему, решила сделать очередной шаг в этом направлении… В ЕАЭС никто никому не доверяет. Россия не слишком доверяет Белоруссии и Казахстану. Киргизия не доверяет Казахстану, а Казахстан — Армении и Киргизии, Армения, недовольная проазербайджанской позицией Казахстана, склонна утверждать, что Астана вносит разногласия в ЕАЭС. Словом, у всех членов ЕАЭС есть друг к другу претензии».
Хотели в Бишкеке и Астане устроить международный скандал или действовали под влиянием момента, теперь уже не имеет особого значения. Москве придется занять определенную позицию в этом споре и найти хоть какую-то среднюю линию ей будет очень непросто.
Казахстан слишком важен для Кремля в экономическом, политическом и военно-стратегическом отношении. В то же время Киргизия, лишенная каких-либо полезных ископаемых, занимает очень важное положение в стратегическом отношении, и за происходящим с большим интересом наблюдают в Пекине. Именно китайский фактор все больше проявляет себя в Центральной Азии, несмотря на судорожные попытки Москвы закрепиться в ней.
Новый президент Киргизии получил очень токсичное наследство и от того как он справится с возникшими проблемами, зависит очень многое в этом непростом регионе.
Юрий Райхель