Мой друг детства в начале 1990-х уехал в Штаты, разработал программное обеспечение, отслеживающее биржевые котировки, и прилично разбогател. Мы периодически списываемся в фейсбуке и созваниваемся по скайпу – он спрашивает меня о политической ситуации в нашей стране. Друг – этнический еврей, но к национальным традициям равнодушен и предпочитает иудаизму буддизм. Тем не менее тема Холокоста для него имеет особую важность.

На прошлой неделе друг написал, что хотел бы оказать Украине финансовую помощь, но есть один нюанс. Поскольку украинцы причастны к массовому уничтожению евреев во время Второй мировой войны, его интересует, осознан ли этот печальный факт нынешними жителями страны? Были ли принесены какие-либо извинения на высшем государственном уровне? Если таковых не случилось, открыть свой кошелек он будет не вправе.

Я попросил помощи у фейсбук-френдов, и она последовала. Двое знакомых (не так уж много, между прочим) напомнили о том, что еще 5 октября 1991 года первый президент Украины Леонид Кравчук на мемориальной церемонии в Бабьем Яру признал, что вина за истребление евреев «лежит не только на фашистах, но и на тех, кто не остановил убийц», в том числе «на нас». И что «нынешняя церемония – это возможность попросить прощения у еврейского народа».

Друга эта информация вполне удовлетворила, он заверил, что впредь будет поддерживать Украину и морально, и материально. Но вот в комментариях, как водится в фейсбуке, возникли довольно ожесточенные споры. При всем разнообразии позиций участников дискуссии можно было выделить две основные точки зрения.

Первая. Во время Второй мировой войны Украина не участвовала в геноциде евреев по той простой причине, что Украины как государства не существовало. К погромам и расстрелам причастны лишь некоторые украинцы, другие вели себя прямо противоположным образом и спасли немало евреев. Если Украина должна просить прощения за отдельных украинцев, то пусть тогда Израиль просит прощения у Украины за преступную деятельность Льва Троцкого, Лазаря Кагановича и других этнических евреев в годы советской власти.

Вторая. Извинения Кравчука неконкретны и обтекаемы, их явно недостаточно. В массовом сознании осмысления всей чудовищности преступлений против еврейского народа до сих пор не произошло. Украинцы привыкли считать себя исключительно жертвами (большевистского террора, сталинского Голодомора, нацистской оккупации и пр.) и не хотят признавать, что также выступали в качестве палачей. Адекватной общественной дискуссии на тему участия украинцев в Холокосте у нас до сих пор не было. Антисемитизм в Украине по-прежнему существует.

Как к этому отнесся лично я? Заранее представляю, что любой ответ на этот вопрос может вызвать негативную реакцию у представителей крайних взглядов. Что одни ничтоже сумняшеся обвинят меня в украинофобии, а другие в антисемитизме. Тем не менее скажу то, что думаю: по-моему, отчасти правы и те и другие.

Да, Украина как государство за преступления этнических украинцев против этнических евреев, совершенные за полвека до обретения независимости, отвечать не может. Но осознание того, что это действительно были преступления, требующие однозначного и категорического осуждения, – долг каждого порядочного человека, причем независимо от его национальности. А публичные извинения президента – жест, абсолютно необходимый для страны, которая стремится разделить европейские ценности.

Да, люди вели себя по-разному: одни как мерзавцы, другие как праведники. Однако забвению не подлежит ни то ни другое. И если мероприятий, посвященных памяти о  Голодоморе (выставок, книг, телепередач, научных исследований, общественных дискуссий, школьных уроков и пр.) у нас в последнее десятилетие было предостаточно, то тема Холокоста остается в глубоком маргинесе.

Да, этнические евреи в периоды революции, гражданской войны и сталинских репрессий натворили на территории Украины немало зла. Но разница в том, что они никогда не преследовали украинцев по национальному признаку. Среди коммунистов были евреи, русские, украинцы, грузины (кого там только не было!), однако это не имеет значения: главное то, что они были коммунистами.

И последнее. Память важна не для прошлого, его уже не изменить. Она важна для будущего. Особенно когда нынешние трагические события в стране нередко интерпретируются как национальный конфликт. Когда в преступлениях против Украины обвиняют не кремлевскую власть, а русский народ. Когда обобщениями типа «эти кацапы» или «эти москали» не гнушаются представители культурной элиты. Когда ксенофобия становится трендом.

Степень ответственности россиян за то, что происходит в их стране, равно как и тема политических взглядов этнических русских в Украине, – тема для отдельного разговора. Как бы то ни было, рост ненависти по национальному признаку – тенденция однозначно негативная и крайне опасная.

Уж кто-кто, а евреи, к сожалению, знают об этом лучше других.