Украина – парламентско-президентская республика, в которой от Верховной Рады и ее работы зависит по-настоящему многое. Однако даже после Революции достоинства и обновления депутатского корпуса на две трети КПД парламентариев остается крайне низким. Есть ощущение, что добрая половина слуг народа не понимают, для чего они получили депутатские мандаты. Коалиция «Европейская Украина» перестала быть конституционным большинством не только де-юре, но и де-факто во время большинства голосований. Шансов изменить ситуацию до конца октября объективно нет.

Значение местных выборов и взятый властью тренд на децентрализацию представители большинства финансово-политических групп уже оценили. Вот только поднять флаг национальных интересов выше партийных знамен у них не получается даже в условиях противостояния с Россией, смертельно опасного для нашей страны. В Кремле же хорошо понимают, что развитие Украины в системе координат «зрада – перемога» предоставляет им массу возможностей для дестабилизации ситуации внутри нашей страны. Российская элита с 2005 года продвигает тезис о том, что наша страна является failed state, и сегодня получила максимальный простор для манипуляций. Причина этого проста: российский сценарий подчинения Украины своему влиянию многовариантен и позволяет многим украинским политикам выступать в роли попутчиков, не рискуя получить клеймо предателей.

Тем, кто называет себя национальной элитой, предстоит осознать, что за потерянный шанс на становление и развитие украинской государственности придется заплатить миллионам граждан нашей страны. Негативный сценарий будет означать, что возможность для наполнения реальным смыслом понятия «украинская государственность» может представиться очень нескоро и далеко не факт, что в нынешних национальных границах. Поэтому Украина заинтересована в выживании и развитии.

Для этого необходимо осуществить немало преобразований, самое важное из которых – научиться говорить правду согражданам-избирателям и перестать бессовестно воровать из казны. Украина не получит шансов на развитие до тех пор, пока представители правящей элиты в целом не умерят свои аппетиты при распределении финансовых потоков. Если это произойдет, то говорить о преобразованиях в социальной сфере, переходе к страховой медицине и платному высшему образованию станет намного легче. И – что важно – получится быть более убедительными.

И еще один нюанс: без реального упрощения ведения бизнеса и создания условий для наращивания экономического и политического веса малого и среднего бизнеса разговоры о деолигархизации продолжат балансировать между декларациями и предвыборными манипуляциями. Развитие МСБ – наиболее эффективный путь для Украины, который позволит сменить архетип и вместо «служанки» образца девятнадцатого века стать «Энеем» – современным и эффективным государством, способным беспокоиться не только о себе, но и об окружающих.

Наша страна после двух десятилетий бурной имитации и полутора лет ломки стереотипов о возможности мирного развития в конкурентном мире оказалась перед сложным выбором: либо меняться и наращивать свои возможности и субъектность, либо готовиться к новой порции проблем и сложностей во внутренней и внешней политике. И этот выбор придется делать довольно быстро.