О политиках – и тех, кому принадлежит власть и тех, кто находится в оппозиции – в народе говорят: все они одинаковые. Правильно говорят.

Вне предвыборных кампаний политики живут сами по себе, не уделяя особого внимания избирателям. В Украине, во всяком случае, при отсутствии политических партий, но при наличии лоббистских объединений, находящихся на содержании финансово-промышленных групп. Одни и те же политики в разное время, в зависимости от конъюнктуры рынка и собственного веса, могут выступать не только в качестве покупателей, но и товара. Вчера партия скупала недостающие голоса в парламенте для принятия выгодного ее собственнику решения, завтра – продается сама, оптом и в розницу.

Сделки купли-продажи совершаются постоянно, но полноценной биржей назвать политический процесс невозможно, так как цену устанавливает не открытый рынок, а закулисные договоренности. Поэтому для политиков поход на выборы – это возможность узнать цену себе и своим конкурентам. Для этого покупаются голоса – как акции, как имущественные сертификаты, за бесценок. Покупаются популярные персоны, берутся в пользование популярные в народе лозунги – это выходит дороже.

Все практично и довольно цинично: купил – продал. Политик – деньги –политик.

Считается, что избиратели не покупают ничего, но могут только продать свои голоса. Хотя распространенная версия утверждает, что избиратели покупаются на сладкие обещания, мы хотим подвергнуть это правило сомнению. Но не из желания выявить и предъявить общественности факты неподкупности избирателей. Нет, суть в порядке очереди, в хронологии.

Избиратели охотно берут деньги, продовольственные наборы, ходят по новому асфальту, катают детей на качелях выросшей за неделю до выборов детской площадки. Но они не читают избирательные программы и редко принимают всерьез обещания из серии углубить-расширить-улучшить. И кто может вспомнить, что конкретный депутат обещал четыре года назад, когда был кандидатом – нет таких.

Так вот, избиратели взятки берут, но сами взятки не дают. Не платят на выборах политикам авансом – в надежде на то, что они будут совершать хорошие поступки и принимать правильные законы. Но могут отблагодарить политиков – за хорошие поступки и правильные законы. За чистые дворы и работающие лифты, за низкий уровень коррупции и посаженных в тюрьму убийц и казнокрадов – избиратели дают голоса, расплачиваясь по факту. Но за обещания – сделать улицы чистыми, отремонтировать лифты, обуздать коррупцию и жестоко покарать всех виновных во всех безобразиях и преступлениях – вряд ли.

Выборы – это день расплаты.

И голоса, которые получает оппозиция – это не реакция на поток невыполнимых обещаний. Это ответ на деятельность властей – или бездеятельность, что в данном случае можно считать синонимом.

Да, избиратели платят власти черной неблагодарностью в красный день календаря. Голосуя за известную оппозиционную партию или никому не известного кандидата, который взял на содержание избирательный округ и, скорее всего, прекратит раздавать авансы под видом ремонтных работ и благотворительных акций.

Мы видим, как одни и те же люди в разное время голосуют за разных политиков и разные партии из противоположных политической лагерей, полных идеологических антонимов. Потому что здесь важно не за кого отдали свои голоса избиратели, а против кого.

Поэтому оппозиции незачем приписывать себе несуществующую любовь избирателей. За – это, как правило, поддержка тех, кто подвернулся под руку. Это возможность поквитаться с правящей партией, голосуя за что-то совсем несуразное. Или против всех.

Любое голосование нужно рассматривать как вотум доверия действующей власти. Стоит наблюдать не за тем, сколько голосов набрал победитель, а сколько собрали его противники.

А у избирателей короткая память – никто не будет сверять одни слова с другими, произнесенными несколько лет назад.