Контора пишет

Если смотреть с позиции официальной статистики, в Пекине все спокойно. Да, китайская экономика замедляется, двухзначные темпы роста остались далеко позади. Однако 6,5% «замедленного» подъема – это тоже очень и очень приличный показатель, с учетом огромного размера экономики. К примеру, для большинства стран развитого мира даже рост в 3% — недостижимая роскошь. Для Украины в этом году даже 2% роста будут настоящим чудом.

Однако проблема в том, что темпы роста китайского ВВП не соотносятся с рядом косвенных показателей, таких как грузовые перевозки, активность внешней торговли, потребление электричества и сырья. В связи с этим Пекин подозревают в статистическом шулерстве. Уж очень подозрительно выглядит тот факт, что прогнозисты из КПК точны в расчетах едва не до долей процента. К примеру, либералы из МВФ на этом поприще регулярно конфузятся из-за излишнего оптимизма.

Но если взять за основу хотя бы наиболее очевидные тенденции в экономике КНР, то вывод напрашивается такой – страна проходит перестройку от инвестиционной модели развития к потребительской. Показатели активности в сфере промышленности (PMI) демонстрируют многолетние минимумы, в то время как торговля и рынок услуг уверенно крепнут. Китай за годы подъема промышленности накопил толстый слой жира и больше не удовлетворяется ролью фабрики всей планеты.

От товарищей к господам

Из информационных сводок:

Сидят три экономиста. Вдруг со стороны востока слышен оглушительный грохот:

— Это тормозит экономика Китая, — говорит первый экономист.

— Это упали цены на сырье, — констатирует второй.

— Это из Китая бегут капиталы, — резюмирует третий.

Спрос на промышленное сырье может находиться в подавленном состоянии еще годы. Впрочем, ясно и то, что вечно эта тенденция длиться не может – население планеты растет, а значит, потребность в ресурсах в долгосрочной перспективе будет. Суть не в этом. Ждать у нас времени нет. Если Украина не хочет повторения 2009-го и 2015-го, замедление экономики Китая – это шанс провести капитальный ремонт нашей экономической конструкции и избавиться от статуса сырьевого придатка. А Поднебесной империи вполне по силам нам в этом деле помочь даже финансово!

Когда нет сил ждать: возможен ли экономический блицкриг в Украине

Все дело в том, что за годы ускоренного роста экономики в КНР накопились огромные ресурсы. И места большим деньгам внутри даже такой внушительной по размеру системы все меньше. Как пророчит классическое высказывание Даннинга, это при пятидесятипроцентной прибыли капиталист готов сломать себе голову. Однако китайская экономика не дает уже пресловутых 50%. При этом внутри страны проблем хватает – это и низкий уровень экономической свободы, и отсутствие политической конкуренции, и процветающая коррупция, и отсутствие независимых судов. Для поддержания высоких оборотов система нуждается в новых либеральных реформах, однако товарищи из КПК справедливо опасаются, что в излишних количествах свобода может привести к ослаблению их власти.

В итоге, по оценкам Bloomberg, прошлый год был отмечен беспрецедентным оттоком капитала – из страны ушло около 1 трлн долларов, что в три раза выше показателей 2014 года. Китайские бизнесмены ищут любые пути выхода из-под зоркого глаза товарищей. В ход идут и вполне легальные методы, и теневые банковские схемы, и банальный вывоз наличности.

Куда же направляются большие деньги из Китая? Все просто – в активы по всему миру. К примеру, только в США китайцы за прошлый год купили недвижимости на 30 млрд долларов. Ускоренными темпами растет инвестиционная активность китайского бизнеса. С начала 2016 года не прошло и двух месяцев, а китайцы уже успели накупить за рубежом на 68 млрд долларов.

Украина должна поставить сети для капитала

В этом плане замедление экономики Китая является двойным шансом для Украины.

Сегодня, глядя на экономические и политические процессы уже с позиции хроникера, можно уверенно сказать, что подъем в Китае сыграл с Украиной злую шутку. На какое-то время экономика страны ощутила мощный импульс. В то же время попытки кучмовских реформ захлебнулись, окрепла олигархическая система. Пока цены на сырье росли, а в страну лились обильные потоки валюты, казалось, что экономика вполне может развиваться и так. На патерналистских настроениях населения к власти приходили олигархические кланы из промышленных регионов. Страна уверенно превращалась в технологически отсталый сырьевой придаток.

Если друг оказался вдруг: сблизил ли кризис Россию и Китай

Однако первое же недомогание в Китае вызвало в Украине состояние глубокой комы. Только в 2014-2015 гг. страна осознала весь трагизм и масштаб пренебрежительного отношения к важности реформ. Не вызывает сомнения и то, что если вдруг как по взмаху волшебной палочки цены на сталь, руды и зерновые вырастут вдвое, на реформах в Украине можно будет ставить большой жирный крест. Даже сейчас, в условиях войны и полной экономической разрухи, множество изменений в стране идут из-под палки кредиторов и гражданского общества. Как только власть почувствует некоторое облегчение, весь ее неуверенный реформаторский запал тут же угаснет. Мы должны уповать на то, что цены не будут расти хотя бы еще года два. Падение цен на сырье – это наш шанс изменить прогнившую систему.

Второй шанс Украины – это китайские инвестиции. Бизнесмены из Поднебесной уже давно интересуются украинскими транспортными возможностями, проектами в области сельского хозяйства, энергетики и даже машиностроения. Тормозила приток капиталов из КНР длительная политическая нестабильность. Тем временем уверенно деградирующая экономика сделала украинскую рабочую силу самой дешевой в Европе. Удачное географическое положение, зона свободной торговли с ЕС и сравнительно высокая квалификация украинских рабочих превращают страну в очень удобный транспортный и промышленный хаб.

В этом контексте удивительной выглядит вялая работа украинского правительства на восточном направлении. Где совместные бизнес-форумы? Где активизация межправительственных контактов? В этом году в стране намечается масштабная приватизация, неплохо было бы подключить к ней и азиатских инвесторов. Правительство слишком сосредоточено на поиске новых источников займов, тогда как очевидные источники для привлечения прямых инвестиций остаются незамеченными.

Резюмируя, нужно добавить, что китайский инвестиционный капитал – это, конечно, никакие не глупые мечущиеся по миру деньги. Не стоит забывать, что отток валюты из Поднебесной идет не от хорошей жизни. Прозрачные условия ведения бизнеса сделают Украину втройне более привлекательной для предпринимателя из любой страны. В современном мире нет дефицита денег, в Европе и США сотни миллиардов долларов «пылятся» в банках под околонулевые проценты банально из-за отсутствия интересных сфер приложения. Главное, чего не достает современной экономике – это больших инвестиционных идей. Отсюда низкие темпы роста глобального ВВП. 10 лет назад такой большой идеей был Китай, сейчас становится Индия, а завтра, может, будет Украина. Чем быстрее мы проведем реформы, тем быстрее это завтра наступит.