Публичные удары идут со стороны Тегерана, а Москва пока пытается отмолчаться, чтобы взаимные упреки не переросли в настоящую вражду.
Американские проблемы
В Москве явно не ожидали быстрой атаки на пророссийских деятелей в окружении Трампа. Скоропалительная отставка советника президента по национальной безопасности Майкла Флинна – это нечто гораздо большее, чем ведомственные разборки внутри администрации. Речь идет о фигуре, на которую в Первопрестольной возлагали даже не большие, а очень большие надежды. Вероятно, для этого были определенные основания, иначе трудно объяснить интенсивный обмен мнениями между ним, московскими собеседниками и российским послом в Вашингтоне еще до официального назначения.
Безопасность по-мюнхенски: консервация неопределенностиТеперь ключевая фигура в достижении какого-то взаимопонимания между Москвой и Вашингтоном ушла в отставку по причине утраты доверия. Сама формулировка свидетельствует о том, что пророссийское, при условности этого термина, окружение американского президента стремительно теряет влияние. Даже назначение на должность человека, подобного Флинну, не изменит наметившийся тренд.
Теперь под ударом оказывается бывший руководитель предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт. Американские спецслужбы изучают его российские контакты, среди которых, как они подозревают, были разведчики. Скандал разрастается и это заставляет Трампа менять свою позицию в отношении России.
С НАТО тоже ничего хорошего. Ожидалось, что американский президент утратил интерес к Альянсу и это даст возможность Белокаменной более успешно вести политику подрыва единства блока.
Альянс остается краеугольным камнем для США и всего трансатлантического сообщества, – заявил министр обороны Джеймс Мэттис. – НАТО переживает трансформацию, всегда адаптируется к вызовам безопасности. В этом нет ничего нового. Может быть, темпы изменений немного повысились, но мы можем справиться с этим.
Следующий удар нанес пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. По его словам, Трамп считает, что Россия должна вернуть Крым Украине, что ставит жирный крест на изменениях американской позиции по Украине. Даже если никаких практических действий, по крайней мере, в отношении Крыма и не последует, нынешнее положение фиксируется. Это категорически не устраивает Москву, так как сейчас у нее возникает все больше проблем с Сирией и Ираном. И самое главное, нет ясного представления, как их решать.
Сирийские проблемы
Турецкие войска и курдские отряды окружили с трех сторон город Эль-Баб. С юга подошли подразделения правительственной армии Сирии. Как сообщают турецкие СМИ, исламистов фактически вытеснили из города на окраины и, скорее всего, они будут вынуждены уйти из него. По планам Анкары, затем турецкая армия начнет развивать наступление на Ракку, что никак не соответствует намерениям Дамаска и Тегерана. Вероятно столкновение турецких войск и армии Асада. Сирийский президент считает, что Турция совершила агрессию против его страны и поэтому он имеет полное право ее защищать. Этот факт ставит Москву в сложное положение, так как противоречит наметившемуся сотрудничеству с Анкарой.
Болезнь Асада и тень военного переворота над СириейТурецкий лидер Эрдоган не скрывает вторую задачу, которую решает его армия на севере Сирии. Для него борьба с курдами гораздо важнее наступления на исламистов.
Конфигурация фронта такова, что наступать на Ракку турецкие войска вынуждены будут через районы, контролируемые курдами. Риск вооруженного конфликта велик. Турецкие войска рискуют оказаться под двойными ударами как со стороны отступающих исламистов, так и курдских отрядов. И еще неизвестно, что более опасно.
С самого начала осуществления операции «Щит Евфрата», Эрдоган заявлял о желании установить контроль над городом Мембидж и тем самым пресечь возможность территориального объединения курдских анклавов на севере Сирии. Точно также понятно, что курды будут всеми силами добиваться объединения своих территорий и не остановятся перед вооруженным противостоянием с турецкими войсками.
Здесь Эрдоган может столкнуться с Вашингтоном, который патронирует курдов, и Москвой, которая не хочет терять влияние на них.
И США, и России придется делать непростой выбор. С одной стороны, Турция – союзник Вашингтона по НАТО. С другой стороны, курды оказывали серьезную поддержку антиигиловской коалиции, наступая на исламистов в их дальнем тылу и оттягивая из Ирака силы ИГ. В любом случае конфликт внутри коалиции ослабит давление на ИГ и затянет освобождение Мосула и Ракки.
У Москвы ситуация не лучше. Она поддерживала курдов в Ираке и Сирии. Особенно усилилась эта поддержка в период острого противостояния с Анкарой из-за сбитого российского истребителя. Когда наступило потепление, Кремль предпочел на этой болезненной теме не останавливаться и даже не настаивал на участии в переговорах в Астане самых авторитетных курдских организаций, которых в Турции считают террористическими.
В такой обстановке Москва начала тактическое маневрирование, чтобы хотя бы временно привлечь курдов на сторону Асада. Как сообщает сирийская пресса, турецкая авиация бомбила позиции курдских отрядов на севере Алеппо. К западу от города Мамбидж, который захватили турецкие войска, курды создают систему инженерных заграждений и траншей с целью не допустить дальнейшего турецкого наступления.
У турецких генералов есть план наступления на город Аазаз на севере провинции Алеппо, который пока контролирует ИГ. И есть у них подозрение, что сирийская армия и курды попытаются захватить город раньше.
Турецкое информационное агентство Аnadolu сообщает, что на авиабазе Хмеймим при российском посредничестве состоялась встреча офицеров армии Асада и лидеров курдского ополчения YPG. Обсуждались меры по противодействию намерениям Турции расширить занятую в Сирии территорию.
На этом фоне красноречивым стало заявление сирийского президента Асада в эфире радиостанции «Европа-1» о контактах с французскими спецслужбами.
«Тот факт, что у нас нет дипломатических отношений с Францией, не очень проблематично, – сказал он. – У нас есть другие каналы связи, мы поддерживаем непрямые контакты с французскими спецслужбами».
Париж всегда имел значительную поддержку в Сирии и активность его в этом направлении также может стать крайне неприятным сюрпризом для Москвы. Вряд ли Асад обнародовал эту информацию просто так. Налицо попытка расширить круг участников будущих переговоров по сирийской проблеме. Такое развитие произойдет за счет кого-то. Тегеран едва ли пострадает, слишком уж от него зависит Асад. Значит, потесниться придется Москве.
Иранские проблемы
Происходящее в США и Сирии имеет прямое отношение к сложностям в отношениях Москвы и Тегерана.
Что там у сирийцев? Как Путин и Трамп будут делить Ближний ВостокКак сообщает газета The Wall Street Journal, американская администрация ведет переговоры о создании военного союза арабских государств против Ирана. Пока круг вероятных союзников включает Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Иорданию с возможным присоединением других стран в будущем.
Союз предполагается сконструировать по аналогии с НАТО по принципу коллективной обороны: нападение на одного из участников будет восприниматься, как атака на всю организацию.
В своем функционировании союз будет опираться на США и обмениваться разведывательной информацией с Израилем. Большего раздражителя для Ирана невозможно и придумать. Хотя формально ни США, ни тем более Израиль в союз входить не будут и участвовать в наземных операциях не обязаны.
Антииранские элементы в американской политике нарастают и тем самым заставляют Россию делать непростой выбор. Он усложняется иранской политикой, которая все чаще ставит Москву в неудобное положение.
Недавно разразился открытый скандал. В Тегеран для переговоров должна была отправиться российская делегация во главе с вице-премьером Дмитрием Рагозиным. На предполагаемых переговорах должны были обсуждаться вопросы военно-технического сотрудничества. Тем не менее визит сорвался буквально в последнюю минуту.
Причиной, как говорят в Москве, стало обнародование иранской стороной факта прилета делегации и проведения переговоров. Дело в том, что Москва просила сохранять конфиденциальность, но в Тегеране вроде бы нарушили договоренность.
Второй акт российско-иранских сложностей разыгрался вслед за этим. Как сообщает телеканал Fox News, в Москву тайно прибыл командующий подразделением «Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани. Согласно резолюциям ООН, ему запрещено покидать территорию Ирана. Но, похоже, что в Москве решили нарушить этот запрет.
В свете планов по созданию военного союза арабских государств против Ирана неудивительно, что в Тегеране хотели бы более ясной позиции Москвы по двухсторонним отношениям и по диалогу с Вашингтоном.
В целом узел сирийских проблем имеет тенденцию разрастаться. Никакой разрядки с США в ближайшее время не предвидится, наоборот, появляется все больше признаков дальнейшего ухудшения российско-американских отношений.
В таких условиях Москве выгодно усиливать сотрудничество с Ираном. Однако это крайне сложный и своенравный партнер. Явно проглядывается желание Тегерана занять доминирующее положение на Ближнем Востоке и, если не вытеснить Россию из Сирии, то, по крайней мере, отвести ей роль младшего партнера.
Понятно, что с этим в Москве не согласятся, но выбор у российских власть имущих невелик. С Трампом не очень получается, с Ираном тоже не очень складывается. Снова Кремль остается в одиночестве. Нельзя сказать, что в гордом.
Юрий Райхель
Фото: kremlin.ru