С 2000 по 2017 г. Кабинет министров Украины возглавляли восемь известных политиков. Politeka подводит итоги голосования, целью которого было выяснить, кто же является самым худшим главой правительства за последние годы.

Украинцы определили, кто возглавит третий Майдан

Опрос проходил в течение девяти дней: с 21 февраля по 1 марта 2017 года. Участники голосования могли выставить оценки восьми премьерам по пятибалльной минусовой шкале, где -1 – наилучшая отметка, а -5 – самая худшая.

Сомнительная восьмерка

На первом месте антирейтинга оказался действующий премьер-министр Владимир Гройсман. Это плохой сигнал для высокопоставленного чиновника, результаты деятельности которого парламент будет рассматривать через полтора месяца. Напомним, что в середине апреля подходит к концу срок иммунитета нынешнего Кабмина и его главы.

Второе место участники опроса отдали предшественнику Гройсмана – лидеру «Народного фронта» Арсению Яценюку. На третье место определили Виктора Януковича, который за минувшие 17 лет дважды руководил правительством: с 2002 по 2005 г. и с 2006 по 2007 г.

С четвертого по седьмое место премьеры заняли в следующем порядке: Николай Азаров (премьер с 2010 по 2014 г.), Юлия Тимошенко (занимала кресло дважды – в 2005 г., а затем с 2007 по 2010), Анатолий Кинах (премьер в 2001-2002 гг.) и Юрий Ехануров (премьер в 2005-2006 гг.).

Замкнул антирейтинг экс-премьер и третий украинский президент Виктор Ющенко, который руководил правительством с 1999 по 2001 гг.

1prime antirating table1

Политолог Дмитрий Кириленко отмечает, что меньше всего негативных оценок собрали те премьер-министры, которые занимали должность в годы пусть и очень относительного, но экономического благополучия Украины.

кириленко
«В том, что на первом и втором месте оказались Гройсман и Яценюк, нет ничего удивительного, — говорит эксперт. — Я не стану говорить об ожиданиях общества после Революции Достоинства. У людей они были разные. Важно то, что это руководители Кабмина периода войны. В любом случае, на этом этапе не стоило бы ждать серьезных экономических достижений. Гройсман и Яценюк – главы ручных, технических правительств. В условиях войны нет стратегического планирования. Нет возможности составить программу на 100 или 500 дней, как это должно быть. Они вынуждены были работать не на стратегию развития, а на стратегию удержания. Однако сделали ли они все, что могли, чтобы улучшить ситуацию? Однозначно нет. Могли ли они сделать больше? Они не могли, а должны были. Серьезных моральных и волевых усилий требует ситуация, в которой оказалась страна. Они своими действиями не дотягивали до премьеров, способных принять радикальные и эффективные решения в условиях войны».

Политолог также отмечает еще одну особенность голосования – разница в оценках. Есть три ощутимых разрыва в рейтинге по количеству выставленных политикам отрицательных баллов. Первый серьезный разрыв – между Гройсманом и Яценюком — составляет 128 баллов. Второй разрыв – между Яценюком и Януковичем – 102 балла. Третий – между Азаровым и Тимошенко – 96 баллов. Затем разница вовсе не значительная.

«То есть мы видим четыре группы, — говорит эксперт. — Непосредственный лидер Владимир Гройсман, занявший второй место Арсений Яценюк, группа «регионалов» Янукович и Азаров, группа премьеров, руководивших правительством во времена относительного благополучия. Но хочу отметить, что разница в баллах не впечатляющая. Что это значит? Что люди видят ситуацию стабильно плохой».

В подтверждение этому можно привести средние баллы. Тут разрыв между первым и восьмым местом – меньше одного балла. Выходит, что все были или плохи, или очень плохи.

1prime antirating table2

Ожидание будущего

За премьер-министром в Конституции Украины закреплен определенный функционал. Правительство, которое ему подчиняется, обеспечивает экономический суверенитет страны, права и свободы гражданина. Андрей Еременко, основатель социологической компании Active Group, уточняет: когда оценивается премьер, речь идет не о качестве жизни украинцев.

«Люди отталкиваются от эмоциональной оценки своей жизни, — говорит он. — Это не только уровень жизни, но и вера в будущее. Вот, например, если при Ющенко она была, то при Гройсмане общее настроение – безнадега. Реформы провалены, война затянулась. Хотя то, что реформы провалены, неправда. Тот позитив, который люди на себе и ощущают, они с реформами не связывают. Тут привет нужно передать «Минстецю».

Эксперт напоминает, что сейчас у реформ нет критериев, люди не понимают и не знают, что реформируется. Соответственно — вся деятельность Кабмина воспринимается как провальная.

«Гройсман и Яценюк не оправдали надежд, — констатирует Еременко. — От Януковича с самого начала никто ничего хорошего и не ждал. От Тимошенко ждали именно того, что она и делала: большого популизма и легких социальных решений. От лидеров антирейтинга, в отличие от всех остальных, ждали чуда. Но если при Яценюке хотя бы понизили налоги, то при Гройсмане они только повышаются. Хотя они неплохо управляют тонущим кораблем, тогда как при Тимошенко или Ющенко, например, корабль не тонул. Но получается, что Гройсман и Яценюк при кризисе мировом, внутреннем, экономическом, политическом и военном пытаются руководить страной так, как это делали все остальные. Поэтому понятно, что Гройсман – самый плохой премьер».