Забавный, многообещающий, хотя, на первый взгляд, совсем незначительный эпизод случился в самом конце декабря 2017-го в окружном суде кипрской Никосии. И получил свое не менее забавное продолжение в январе 2018-го. Так вот, маленький, но гордый «офшорный суд» постановил заморозить активы Рината Ахметова на сумму каких-то ничтожных $820 млн по иску фирмы-перевертыша Raga Establishment. Чуть ранее она именовалась Epic Telecom Invest и проходила по разряду «дочек» австрийского спекулятивного фонда EPIC, некогда влиятельного скупщика украинской госсобственности. Суть иска безупречно-банальна: Ахметов якобы купил 93% акций госмонстра «Укртелеком» у посредника Epic, попользовался, но так и не выплатив денег за актив, вернул его государству. Ребята теперь требуют платежа…
Понятно, что вся эта кипрско-судебная история — классический «детский плач» по поводу некупленной игрушки. Понятно также, что немножко заработают адвокаты с двух сторон и немножко кэша походит по карманам посредников-решал. И, тем не менее, позволю себе ряд выводов. Главный из них: в западных юрисдикциях никто НЕ испытывает никакого пиетета к нашим «большим челам». Они там никто. Вообще. И стоит только кому-то из них проиграть один-два больших имущественных процесса, где заинтересантами выступят крутые транснационалы, плотину претензий и арестов прорвет… Важно также и то, что Ахметов в итоге так и не захотел выходить из тени. И потому сейчас натягивает на себя общественные претензии уже к этой системе. Почему? Ментальность теневиков. Тереть, рисовать шахматки, ставить смотрящих, скупать через посредников парламент и министерства. И ребятам невдомек, что мир живет чуть по иным правилам уже. Нет, разумеется, вполне можно покупать лоббистов, ужинать с сенаторами-конгрессменами, платить пиарщикам. Но много ли это помогло тому же Дерипаске или Сулейманову? Наши «большие мешки» пока чуть иначе воспринимаются миром. Как свои, простите, «сукины дети». До завтра…
Откуда прилетит бумерангАх, Ринат Леонидович, казалось бы чего проще. Достигнув определенного размера «личного кошелька», можно было уподобиться западным кошелькам и инвестировать в эффективное государство, новые технологии, добровольные социальные обязательства. Делать свою же среду обитания комфортной. Зачем в прозрачном мире, когда ни одна запятая не пролетает мимо хищных глаз, продолжать жить нравами 90-х, скупая государство? Это же риски. В чем смысл делать свою фамилию объектом массового социального раздражения и ненависти?
Платишь ведь трижды. Своему коррумпированному государству за право… его коррумпировать. Иностранным лоббистам, чтобы пригласили посидеть хотя бы в приемных глобальной элиты. Своим боевым политическим отрядам, чтобы обмануть избирателя и еще немножко побарыжничать. Ну, вот только, разве трижды оплаченная ненужная услуга не пахнет лоховством?
Михаил Подоляк, политтехнолог