Проминвестбанк, принадлежавший россиянам и выведенный с рынка в 2022 году, от НБУ получил 1,4 млрд грн кредитов.

Об этом пишет сайт Informator.ua. Публикуем текст без поправок и комментариев.

В 2016 году, когда Екатерина Рожкова была топ должностной лицом НБУ , банк россиян в Украине Проминвестбанк получил от НБУ более 1,4 млрд грн кредитов для стабилизации своей работы. Несмотря на оккупацию Крыма и агрессию России на Донбассе в 2014 году, Проминвестбанк, де-факто принадлежавший российскому государству, работал в Украине до 2022 года. В СМИ есть версии расположения Валерии Гонтаревой и Екатерины Рожковой к Проминвесту.

Российская государственная компания ВЭБ (Внешэкономбанк) в январе 2009 года стала владелицей одного из крупнейших банков Украины – Проминвестбанка . Доля ее составляла практически 100%. Несмотря на российскую оккупацию Крыма и развязывание Россией войны в Донецкой и Луганской области в 2014 году, дочерние структуры российских банков продолжали работать в Украине.

В 2011 году прессслужба ВЭБ так прокомментировала для Forbes приобретение российской госкомпанией банка в Украине:

"Вхождение Внешэкономбанка (ВЭБ) в капитал Проминвестбанка было направлено... на восстановление экономического влияния России на постсоветском пространстве... Внешэкономбанк и Проминвестбанк выступают проводниками государственных интересов РФ в Украине... Среди целей - расширение границ присутствия российского капитала на рынках Украины", - сообщила прессслужба российского банка.

К концу 2015 года Проминвестбанк был четвертым в Украине по уровню активов. Впрочем, у банка были существенные проблемы с ликвидностью и нуждался в миллиардных вливаниях средств.

2015 год Проминвестбанк закончил с убытком 20,27 млрд. грн. По итогам 2016 года Проминвестбанк являлся одним из лидеров в банковской системе по оттоку депозитов (-42,1% в долларах и -32,7% в гривне). За 2016 год юридические лица вывели из банка 46,7% валютных счетов и 70,7% гривневых. Первую роль в этом играло то, что банк принадлежит российскому государству в условиях агрессии этого государства против Украины.

Согласно официальной информации НБУ , по состоянию на 1 января 2016 года Проминвестбанк был должен НБУ 199,86 млн грн. В течение года его поддерживали на средства государства. По состоянию на 1 октября 2016 года банк был должен НБУ уже 1 млрд 609,13 млн грн. А вот по состоянию на 1 января 2017 года банк снизил свой долг перед НБУ до 912,19 млн грн. То есть НБУ выдал украинскому банку, что на 99,77% принадлежит государству-агрессору , во время гибридной войны средства в сумме не менее 1 млрд 409 млн 270 тыс. грн!

Большинство этих денег – краткосрочные кредиты. Возможно, денег в НБУ выделили больше, но Проминвест мог погасить в том же 2016 году в январе-октябре. Очевидно, деньги требовались для поддержания текущей деятельности банка, пока не поступят средства от российского государства.

Решение о выделении кредитов банкам принимает глава НБУ вместе с заместителями (с июня 2016 Рожкова стала заместителем Гонтаревой). И конечно, это было в порядке вещей. Политика тогдашнего руководства НБУ была направлена ​​на сохранение работы российских банков в Украине без жестких мер реагирования, их добровольное постепенное сворачивание и продажи украинским или зарубежным инвесторам.

Как говорила Валерия Гонтарева в начале 2016 года, "в Украине нет российских банков. Есть украинские банки с российским капиталом. Если будет решение СНБО в отношении этих банков, санкций, мы будем его выполнять". А за банками, принадлежавшими российскому государству, НБУ осуществлял более тщательный контроль, каждый имел своего куратора в НБУ.

В дальнейшем Проминвестбанку не понадобилась новая порция помощи от НБУ – российская государственная компания ВЭБ (собственница Проминвестбанка) внесла туда более 22,5 млрд грн в течение 2016-2017 годов. Примечательно, что в 2016 году президент Петр Порошенко ввел санкции против ВЭБ, запретив им (через Проминвестбанк) выводить средства из Украины. Однако в 2017 году глава НБУ Валерия Гонтарева лично встречалась с гражданином РФ, выпускником Академии ФСБ и тогдашним главой российского ВЭБ Сергеем Горшковым – чтобы обсудить деятельность Проминвестбанка в Украине.

Юристы отмечают, что действия тогдашнего руководства НБУ (в который входила и Екатерина Рожкова) по выделению значительных средств на поддержку работы дочернего банка россиян в Украине можно квалифицировать по статье "государственная измена" (ст. 111 Уголовного кодекса Украины). Ведь кредитование помогло стабилизировать банк россиян и поддерживать его платежеспособность. Таким образом, были созданы условия для дальнейшей работы финучреждения, принадлежащего российскому государству, в Украине.

Хотя руководство НБУ понимало, что этот банк принадлежит российскому государству , знало, что Крым оккупирован россиянами, а на Востоке Украины продолжается АТО/ООС против россиян и поддерживаемых ими боевиков, все пошли на этот шаг – помочь банку российского государства в Украине. Конечно, здесь они использовали аргумент экономической целесообразности и финансовой стабильности для Украины.

Юристы еще указывают, что в этих действиях усматриваются возможные нарушения по ст. 110-2 УКУ – финансирование действий, направленных против суверенитета и территориальной целостности . Они проявились в том, что созданы условия для продолжения работы дочерней структуры российского государственного банка в Украине в условиях вооруженной и экономической агрессии РФ против Украины. Объективная сторона действий выражается в содействии работе банковского учреждения страны-агрессора и фактическом оказании экономической помощи РФ. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: осознанием факта агрессии, санкционного статуса материнской компании (ВЭБ) и желанием оказать содействие украинскому банку россиян.

Однако никто не открывал уголовные дела по этим эпизодам. Все возмущение вылилось в публикациях СМИ и возможно выступлениях политиков. Следовательно, и наказание за содействие работе дочерней структуры российского государственного банка в Украине (цель которой "реализация российских государственных интересов") после оккупации Крыма и во время гибридной войны никто не понес.

За 2017 год статистику НБУ по кредитной задолженности банков перед регулятором уже не публиковали. Но и сообщений о кредитовании Нацбанком "Проминвестбанка" уже не было.

Проминвестбанк являлся крупнейшим нарушителем нормативов: максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7), риска общей длинной открытой валютной позиции (Л13-1) и общей короткой открытой валютной позиции (Л13-2).

Интересно, что с 2017 года были попытки купить Проминвестбанк, но все они потерпели неудачу. Миллиардер Александр Ярославский вроде бы не предоставил НБУ в 2017 году все необходимые документы, как рассказывала Екатерина Рожкова. Позже банк хотели купить бизнесмены Павел Фукс и Максим Никитась , но НБУ им не разрешил: в 2019 году Фукс обвинил в этом Екатерину Рожкову и тогдашнего заместителя главы Администрации президента Порошенко – Алексея Филатова.

В сентябре 2018 года акции Проминвестбанка были арестованы по иску группы Приват. Игорь Коломойский пытался взыскать с россиян компенсацию за потерянные в результате российской оккупации Крыма активы. Международный суд в Гааге постановил взыскать с России 130 млн дол. компенсации+проценты.

В марте 2020 года на бирже ПФТС акции Проминвестбанка за 259 млн грн купила компания "Фортифай". Однако соглашение не было завершено, ведь суд не снял арест активов банка. Позже Сергей Тигипко хотел выкупить у Фортифай Проминвестбанк, но не получил разрешение от НБУ. В 2021 году Северный апелляционный хозяйственный суд в Киеве принял сторону российских собственников и признал недействительной продажу акций на бирже по заниженной цене. Так что россияне оставались фактическими владельцами. В 2022 году компании "Фортифай" вернули потраченные деньги.

На фоне финансовых проблем и запутанной судебной тяжбы банк постепенно сворачивал свою деятельность. По состоянию на 2020 год у него оставалось всего 1 отделение. Вклады физлицам возвращались, карточки закрывались. По состоянию на 2020 год банк собирался избавиться от лицензии .

25 февраля 2022 года НБУ решил ликвидировать Проминвестбанк – как принадлежавший российскому государству. Лицензию в банке аннулировали. Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) распродает имущество банка. Почему-то до полномасштабного вторжения вывод российских банков из Украины таким образом не считался нормальным решением.

Никакого уголовного и материального наказания за содействие работе банка россиян в Украине и попустительство "реализации государственных интересов РФ" (как сказали в пресс-службе ВЭБ) ни Рожкова, ни кто-либо другой не понесет.

Почему руководство НБУ было благосклонно к Проминвестбанку

У СМИ есть несколько версий. Согласно первой, в 2013-2014 годах инвестиционная компания ICU, совладелицей и руководительницей которой на тот момент была Валерия Гонтарева , приобрела облигации ВТБ Банка и Проминвестбанка, принадлежавшие россиянам на сумму около 850 млн грн. Став во главе НБУ, Гонтарева продала свою долю в компании партнерам. Соответственно НБУ тормозил наложение санкций на банки россиян в Украине и был заинтересован в их дальнейшей работе по предотвращению катастрофических расходов бюджета на фоне банкопада.

В мае 2016 года Наталья Дегтярева, занимавшая должность директора департамента внутреннего аудита в Проминвестбанке, стала директором департамента банковского надзора в НБУ. То есть пришла на должность Рожковой, а Рожкова получила повышение и стала заместителем тогдашней главы НБУ Гонтаревой.

Также в 2016 году Проминвестбанк возглавил Андрей Рожок (а такие назначения согласовывал НБУ , в частности Рожкова) – хороший знакомый Рожковой. Некоторые блоггеры даже приписывали им отношения, однако это не было подтверждено другими источниками. По крайней мере, можно сказать, что они давно и очень хорошо знакомы. Андрей Рожок работал председателем правления Erste Bank в 2006-2009 годах, где советницей и заместителем председателя правления была Екатерина Рожкова (до 2008 года). Также он являлся председателем правления Финбанка в 2009-2012 годах, а его заместительницей тогда была Екатерина Рожкова. Правда, в конце 2021 года НБУ уволил Андрея Рожко из -за несогласования с НБУ продаж Проминвестбанком прав требования по кредитам за 223 млн грн (около 8 млн долл.).

Самое интересное, что топ-менеджеры банков с российским капиталом потом спокойно могут работать в украинских банках с украинскими собственниками. И, несмотря на недовольство общества, работа в подобных структурах, принадлежавших врагу, не была каким-либо нарушением законодательства.

Ранее мы писали о том, как Рожкова добилась снятия санкций с БМ Банка ("Банк Москвы") – дочери российского ВТБ в Украине. Также по решению суда ее заставили заплатить 147,7 млн ​​грн средств из - за нарушений во время руководства Рожковой Платинум Банком .