Жизнь в городе стала напоминать суровые 1990-е

Самый актуальный и частый вопрос, который с лета 2014 года звучит в Луганске среди местных жителей: «Как жить, чтобы выжить?», пишет в статье для ВВС Украина Яна Викторова.

После того как город попал под контроль пророссийских сепаратистов, жизнь в нем стала напоминать жизнь в 1990-х, которые удалось пережить в основном благодаря торговле. Поэтому основная масса населения ринулась на базары. «Наиболее предприимчивые начали возить товар из Украины, России, Беларуси. Простой люд перекупал товар на одном рынке и продавал на другом. Но рынок, как и в 1990-е, гарантировал «живые» деньги», — говорится в статье.

Невидимые жертвы войны на Донбассе

Тем более что система дисконтов, которые внедрили «власти» «ЛНР», оказалась нежизнеспособной, а супермаркеты стояли с пустыми площадями и полками. Тогда как заполнить товаром палатку на рынке оказалось гораздо проще. На пешеходной дорожке в спальном районе города можно встретить даже торговые палатки с медикаментами — антибиотиками, лекарствами от простуды и кашля. У рыночных торговцев можно купить и водку, которую продают без каких-либо разрешительных документов.

«За одно только лето 2014 года мы вернулись семимильными шагами в 1990-е, как на скоростной машине времени. Как и многие, я брала сосиски и колбасу с багажников легковых авто на рынке. Толстые продавцы уверяли меня, что товар привезли из Харькова и он исключительно свежий. Космические цены! Ощущение полного хаоса, невероятной дороговизны и дефицита. Кто сумел сориентироваться в этом, поднялся, как в 1990-е», — пишет автор.

Один из видов заработка в Луганске сейчас — доставлять грузы. Чем дороже груз, тем выше процент курьеру. Самое ценное — запчасти к бытовой технике (компрессоры, фильтры, детали). При этом выбор этой техники здесь отсутствует. Разве что можно поискать, кто продает ее в Интернете, или пойти в «Фокстрот», где почти ничего нет, а то, что есть, очень дорого. «Настолько дорого, что примерить это на свой бюджет практически невозможно», — отмечается в статье.

Поэтому в мастерские горожане несут все, даже то, что выбросить следовало уже давно. А там уже заказывают запчасти. Заказывают в Киеве, откуда их переправляют в Северодонецк, а уже оттуда курьеры везут их «замысловатыми маршрутами и сокровенными тропами» в Луганск. «Мастера рассказывают, что прогореть на этом легко. У одного курьера среди замороженных кур нашли три компрессора. Откупился 10 тысячами гривен. Больше не возит запчасти. А все потому, что «военный» знал, что это и сколько стоит», — пишет автор. Мелкие запчасти еще возят в крупах, однако и там их находят, штрафуют. Еще возили лодками через Донец, но после того как две лодки утонули, от такого способа отказались.

Еще один вид заработка придумали предприимчивые преподаватели одного из местных вузов — наладили производство ручных насосов для скважин. Особенно популярным этот товар стал летом 2015 года, когда «народ переживал кризис с водой и был готов отдать последнее, чтобы больше не ходить за ней километры». Они сами устанавливают эти насосы, разбираются в скважинах и «вообще берутся за все». «На всех объявлениях этих ребят в моем районе тогда были оторваны номера телефонов — о ручном насосе тогда думали все вокруг», — пишет автор.

Бурение скважины — также путь к успеху и подъему для многих, кто «сообразил, что к чему». Эта услуга популярна до сих пор. «Вообще все, что связано с водой — самой базовой потребностью человека, — приносит прибыль. Воду покупают бутылками в киосках «Водомир», которые, как и до войны, гарантируют качество своим именем и репутацией (несмотря на то что воду до войны возили из собственного производства в Станице Луганской, а сейчас качают из скважины на территории складов фирмы в промышленном районе Луганска). Но это детали … Воду берут, верят, что качественная, как и раньше. А многие из фирменных машин «Водомира» на службе «войска» — возят воду в «военные» подразделения. Вероятно, они взяты на нужды «армии» навсегда. Но это совсем другая история», — заключает автор.

Как писала Politeka, за последние две недели из подконтрольных боевикам районов Донбасса и аннексированного Россией Крыма на подконтрольную украинским властям территорию страны выехали более 20 тыс. человек. Всего же по состоянию на 1 февраля на учете стоят 1 704 937 внутренних переселенцев.

Международный комитет Красного Креста в Киеве планирует привлечь в 2016 году более 64 млн долларов на гуманитарную помощь внутренним переселенцам и гражданам, оставшимся в зоне антитеррористической операции на Донбассе. В частности, ожидается, что 13 тыс. внутренне перемещенных лиц ежемесячно будут получать по 500 грн помощи.

Напомним также, единственный в Луганской области контрольный пункт въезда-выезда в Станице Луганской, который соединяет подконтрольные Украине и оккупированные боевиками территории области, могут закрыть.