В апреле 2017 года Япония и Россия объявляют, что положили конец спору вокруг Курильских островов и заключили мирный договор. Так начинается гипотетический сценарий эксперта берлинского Фонда науки и политики Александрой Сакаки, сообщает DW. Япония признает суверенитет России над самым большим из южных Курильских островов, Итурупом, занимающим более половины всех спорных территорий, и взамен получает суверенитет над тремя другими островами: Кунашир, Шикотан и группой Хабомаи.
Проанализировав историю вопроса и заявления, звучавшие в последнее время в Москве и Токио, а также итоги встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ 6 мая 2016 года в Сочи, она пришла к выводу: обе страны находятся на пороге исторического прорыва в вопросе о Курилах. Чисто условно автор сценария предположила, что договоренность будет достигнута в апреле следующего года.
Лучшие друзья украинцев — это японцыАлександра Сакаки напоминает, что Синдзо Абэ, став премьер-министром в декабре 2012 года, объявил разрешение многолетнего территориального спора и заключение мирного договора с Россией одной из приоритетных задач своего правительства. В апреле 2013 года он стал первым за десять лет японским премьером, посетившим Москву, в феврале 2014 года он был единственным лидером стран «большой семерки», приехавшем на открытие Олимпиады в Сочи. При нем Япония хоть и осудила действия России в Украине, но ввела «лишь безобидные санкции», подчеркивает эксперт.
По ее мнению, нынешняя политика Японии в отношении России как никогда раньше определяется геополитическими соображениями: «Токио хочет предотвратить дальнейшее сближение Москвы с Пекином в результате экономической и политической изоляции со стороны Запада». Однако Абэ руководствуется не только стремлением ограничить растущее влияние Китая в регионе, но и экономическими интересами, прежде всего — намерением снизить зависимость своей страны от энергопоставок из неспокойного региона Среднего Востока. Возможно, есть и чисто личный мотив: желание выполнить политическое завещание своего отца, многолетнего министра иностранных дел Японии Синтаро Абэ, стремившегося улучшить отношения с Москвой.
В прорыве весьма заинтересована и Россия. В ситуации ухудшения отношений с Евросоюзом, США и НАТО сближение с Японией было бы важной символической победой. К тому же Токио мог бы взять на себя роль посредника между Москвой и Западом и тем самым содействовать преодолению международной изоляции РФ.
Путин и Эрдоган уже готовы вместе строить «Турецкий поток»Александра Сакаки указывает и на такой крайне важный аспект: в условиях переориентации на Китай Кремль боится оказаться «младшим партнером Пекина», а потому стремится диверсифицировать свои отношения в Азии и тем самым укрепить свою роль в регионе. Наконец, с помощью Японии Владимир Путин рассчитывает форсировать один из своих приоритетных проектов — развитие Дальнего Востока и Сибири.
Все эти факторы, как выразилась автор сценария, будут способствовать скорейшему достижению компромисса в давнем территориальном споре.
Как писала Politeka, министерство обороны России планирует построить на захваченных у Японии во время Второй мировой войны Курильских островах военную базу. Строительство военного объекта серьезно беспокоит Японию, которая не смирилась с оккупацией острова, которые официальный Токио называет «северными территориями». Японцы требуют возвратить им ряд островов южных Курил.