Незаконные рубки, пожары, разбросанность управления и коррупция поставили украинские леса на грань выживания. На следующий год  на охрану и обновление лесного хозяйства в бюджете предусмотрено 70 млн грн., что в 10 раз меньше необходимого. При этом решение проблемы лежит на поверхности и даже не требует от государства дополнительных миллионов.

Если в этом году Государственное агентство лесных ресурсов получило на защиту, развитие и содержание почти 8 млн га украинских лесов около 65 млн грн., то в следующем году правительство готово предоставить чуть больше 70 млн.

Самое шокирующее то, что только на лицензиях за промышленную вырубку и обработку древесины предприниматели заплатили почти 500 млн грн., различные акцизы и платежи составляют еще более 100 млн грн. Итак, на развитие отрасли — высадка молодых деревьев, защита от пожаров, внедрение электронной системы учета, содержание сотен заповедников и различных охранных лесных территорий — государство выделяет одну гривну из ста поступающих в бюджет от отрасли.

После ряда скандалов с контрабандой леса-кругляка и введения моратория на его вырубку и переработку, в сентябре этого года в Гослесагентстве закончился длительный конкурс на должность нового главы ведомства. Им стала Кристина Юшкевич, которая с середины 2015 года работала в ведомстве советником и заместителем председателя. За полгода работы новое руководство оценило масштаб катастрофы, но утверждает, что готово дать мощный толчок для реформирования отрасли в следующем году.

«Для каждой реформы необходимы средства, поэтому мы будем настаивать на создании Лесного фонда для наших нужд. Главные — это защита лесов юго-восточных регионов, разработка четких и равных правил торговли древесиной, устранение незаконных рубок и внедрение единой электронной системы учета древесины», — говорит председатель Гослесагентства Кристина Юшкевич.

А борьба за создание Фонда имеет смысл. Украина занимает 9 место в мире по заготовке древесины, это около 16 млн кубометров древесины в год. Отрасль обеспечивает работой 50 тыс. украинцев с зарплатой 4,5-5 тыс. грн. Но все деньги от бизнесменов области идут в общий государственный бюджет, откуда на восстановление и создание новых лесов возвращаются копейки.

«Государственная программа развития лесного хозяйства завершилась в 2015 году, поэтому в 2017 году на это бюджетное финансирование не предусмотрено. Теперь более одного миллиона гектаров лесов остались без охраны, противопожарные мероприятия не осуществляются, а о перспективах развития вообще забыли. Понятно, что у нас война и много других потребностей, но так относиться к целой отрасли нельзя», — характеризует ситуацию председатель Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко.

Депутаты предлагают увеличить бюджет на защиту, восстановление и содержание лесов на 700 млн грн., которые необходимы, а главное — уже есть в бюджете. Это деньги — из налогов и платежей украинских государственных и частных предприятий, которые занимаются рубкой и обработкой древесины. Они работают с 90% всего вырубленного леса.

Чтобы деньги не потерялись в коррупционных схемах и правительственных кабинетах, эксперты предлагают создать отдельный и независимый фонд, где будут аккумулироваться деньги предпринимателей области. Он и будет финансировать высадку новых лесов, осуществлять их защиту от пожаров и думать о развитии отрасли.

«Таким путем пошли поляки, которые создали отдельный лесной фонд. В Украине недавно создали отдельный Дорожный фонд. Этот опыт нужно учесть, внести необходимые изменения в бюджетный и налоговый кодексы — и создавать Лесной фонд, как можно скорее», — убежден директор Научно-исследовательского института лесного хозяйства Виктор Ткач.

Юшкевич уверена, если Фонд создадут в 2017 году, даже без дополнительных бюджетных вливаний, он в течение 1-2 лет вырастет до миллиарда гривен.

«Настоящие результаты мы увидим через 40-50 лет, потому что это время произрастания лесов. Но первые результаты мы увидим уже через год работы этого Фонда», — сказала Юшкевич.