Создание большого мурала в Авдеевке, где с начала конфликта погибли свыше 9600 человек, австралийским художником Гвидо ван Хелтеном сопровождала неоднозначная реакция местных жителей
Все началось с того, что Ван Хелтен посетил местную школу, чтобы сфотографировать 73-летнюю жительницу Марину Марченко, которую он выбрал для своего рисунка. Об этом сообщает «Радио Свобода».
“Я увидел доброту в ее глазах. Мне бы также хотелось, чтобы моя работа имела местный колорит”, – говорит художник.
Сначала ван Хелтен отказался рисовать на здании, которое находится на линии огня, но не найдя другой подходящей стены, он согласился работать на этой. Над местом работы художника видны следы от артиллерийского или танкового обстрела. Это здание пустует с 2014 года после того, как ракеты “Града” попали в одну из квартир, убив двух людей
В 100 метрах от места, которое ван Хелтен выбрал для своего мурала, стоит украинский военный блокпост.
Ван Хелтен говорит, что у него нет намерения своей работой делать политическое заявление.
“Кто я такой, чтобы делать заявления о сложной ситуации, как здесь? Честно говоря, я думаю, что если бы я пошел на другую сторону, то увидел бы тоже самое: точно таких же детей в классах. Тут разговор не про добро и зло”, — отмечает художник.
Ван Хелтен говорит, что он уже давно откладывал этот проект, придуманный киевской арт-группой Art United Us (“Искусство объединило нас”). Сейчас он чувствует себя некомфортно из-за “вынужденной смелости в уличном искусстве, где идет речь о наиболее опасной работе в таких условиях”.
Как аферисты наживаются на пропавших без вести военныхКак зарисовку Ван Хелтен использовал фотографию на мобильном телефоне. “Я думаю, что до тех пор, пока люди не видят в этом безрассудство, из этого может выйти что-то хорошее. Вероятно, эти люди еще никогда ничего подобного не видели. Если мне удастся хоть на момент заставить их задуматься о чем-нибудь, кроме войны, то оно того стоит ”, — говорит художник.
Один из военных сказал ван Хелтену, что ему нравится, работа художника. Но двое местных поинтересовались, почему оборудование не используется для ремонта помещений. Другая женщина заявила: “На потолке моего дома дыра, через которую внутрь попадает дождь, а вы здесь просто рисуете? Мальчики, это неправильно”
Для этого граффити художник использовал 24 оттенка серого.
Ван Хелтен говорит, что существует мнение, что на искусство должно тратиться много денег. “Но подобные проекты – другие. Я ничего не прошу за это, а делаю в свое свободное время», – говорит художник. Гео Лерос из Art United Us говорит, что все расходы на путешествие и материалы оплатили частные спонсоры
Несколько дней, которые ван Хелтен работал над муралом, во второй половине дня раздавались звуки взрывов и пулеметные очереди. Вскоре после того, как была сделана эта фотография, ван Хелтен спросил: “Если сепаратисты прорвут линию обороны или пойдут в наступление, мы же про это узнаем, да?”
Несмотря на то, что он был вне зоны досягаемости снайперов, ван Хелтен дорисовывал самые высокие, наиболее открытые части мурала после наступления темноты.
«Мне необходимо оставаться собраным, чтобы, первое – доделать работу, второе – остаться в живых”, — говорил он.
Работа ван Хелтена стала диковинкой для маленького города. К тому времени, как он покинул Авдеевку, местные жители начали понемногу собираться вокруг мурала и фотографировать работу.