Стратегия кибервойны России «окутана завесой секретности», но отдельные истории о вербовке программистов проливают свет на деятельность Кремля в этом направлении
Об этом говорится в статье Эндрю Крамера для The New York Times, передает Politeka.
По его словам, Кремль создавал элитные команды хакеров из профессионалов, студентов и даже преступников. А сам план перешел в стадию реализации больше трех лет назад, когда российские власти решили не полагаться на военных, работавших в изолированных бункерах.
Литва полгода была «под колпаком» у российских хакеровБудущих хакеров, пишет Крамер, искали даже через объявления в соцсетях, в частности «ВКонтакте», предлагая, например, студентам работу и жилье. При этом руководство РФ даже не стеснялось открыто говорить о поисках таковых в преступном мире страны.
Так, еще в 2013 году министр бороны Сергей Шойгу на встрече с ректорами университетов в Москве заявил, что ведомство ищет талантливых кодеров. Особое внимание уделялось студентам, подлежащих обязательному призыву в армию, которые хотели бы этого избежать.
Занимались власти вербовкой и в киберпреступном мире, который довольно обширен в России. В 2013 году «Российская газета» приводила слова замминистра обороны, генерала Олега Остапенко, который говорил, что так называемые «научные команды» могут включать в себя хакеров с уголовным прошлым.
«Были случаи, когда злоумышленников арестовывали, но они никогда не оказывались в тюрьме», — рассказал Дмитрий Альперович, соучредитель и главный директор компании CrowdStrike, первой идентифицировавшей группу хакеров Fancy Bear, которые взломали сервер Демократической партии США.
В 2013 году физик Дмитрий Артимович ожидал суда в московской тюрьме за создание спам-программы для электронной почты. К нему однажды подошел сокамерник и сказал, что обвиняемым за киберпреступления дают возможность выйти из тюрьмы до суда в обмен на работы в государственных структурах. Один из заключенных, по его словам, уже согласился.
«Иначе зачем бы вам работать на правительство? Зарплаты крошечные. Но если вы делаете что-то незаконное, и попадете в тюрьму на восемь или девять лет, ФСБ может помочь вам», — рассказал он.
Из таких вот новобранцев через военные компании-подрядчики формировали «научные команды», которых размещали на военных базах по всей стране.