Эксперты объяснили, что на самом деле означает законопроект об «Особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета на Донбассе»
Данный проект закона предполагает изменение формата антитеррористической операции.
Конец АТО: в Кабмине рассказали о планах властиГлавные новшества заключаются в следующем:
— обновление правовой базы и предоставление возможности войскам держать оружие и оборонять государство;
— переход от проведения АТО к военному режиму;
— создание единого Штаба, который будет подчиняться президенту и куда войдут СБУ, ВСУ, Нацполиция, Нацгвардия, ГСЧС и другие ведомства;
— предоставление президенту права вводить чрезвычайное или военное положение в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— упрощение оформления жителями оккупированных территорий документов, разрешений и свидетельств, льгот и пенсий.
Нардеп от БПП, член рабочей группы Владимир Арьев объяснил, что принятие законопроекта закрепит переход к формату полномасштабного военного положения, так как режим проведения АТО устарел. Возможно, по его словам, речь пойдет о формате внедрения локальной войны с возможностью для президента иметь подчинение всех силовых структур на территории Донецкой и Луганской областей (в единый Штаб, создание которого предусматривается законопроектом – Авт.), чтобы предотвратить замороженное состояние конфликта. По словам представителя президента в парламенте Ирины Луценко, законопроект даст право президенту вводить на оккупированной территории режим чрезвычайного или военного положения. Но о точных формулировках, будет ли это «военное положение», или «режим военного положения», или формат «локальной войны» ни один из членов рабочей группы не говорит.
«Это будет отдельное правовое состояние определенных территорий», – завуалированно ответил глава фракции БПП Артур Герасимов.
Эксперты прогнозируют, что законопроект о реинтеграции Донбасса будет предусматривать что-то среднее между полномасштабным режимом военного положения и действующей сегодня АТО. Так, по словам военного эксперта Олега Жданова, норма о создании единого Штаба управления фактически дублирует норму закона об обороне Украины о введении ставки верховного главнокомандующего.
Также, по словам экспертов, законопроект о реинтеграции Донбасса не решает главную проблему – приведение этого конфликта в соответствие международному праву и украинскому законодательству, а именно – формализацию статуса войны между Украиной и Россией.
«Речь не идет об объявлении Украиной войны России. Речь идет о фиксации факта того, что две страны находятся в состоянии войны, и принятие соответствующих действий, начиная от формализации того, что есть состояние войны, есть страна-агрессор, есть оккупированные территории. Причем это не только отдельные районы Донецкой и Луганской областей, но и незаконно аннексированная оккупированная Россией территория Крыма», – сказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.
По материалам «Сегодня».