Одной из серьезных причин, мешающих налаживанию эффективной коммуникации в процессе мирного урегулирования на востоке Украины, является так называемый эффект миманса, считает политический эксперт Александр Фомин
По мнению эксперта, ситуация вокруг реализации Минских соглашений и переговоров по достижению мира на Донбассе представляет собой некое подобие испорченного телефона. Это связано с тем, отмечает политолог, что информация проходит сложный коммуникационный путь по цепочке: от исполнителей – до первых лиц государств.
«Важно учитывать, что коммуникация «снизу-вверх» часто характеризуется неточностью. Подчиненные полагают, что они должны превозносить свои достижения и преуменьшать свои ошибки, потому что желают получить одобрение начальства. Такое искажение при передаче информации в сфере коммуникаций называется эффектом миманса», – пояснил Фомин.
Эксперт напоминает слова Волкера, который признался, что не имеет непосредственного контакта с Трампом, а докладывает госсекретарю Тиллерсону. По словам Фомина, такой же сложный коммуникационный путь приходится преодолевать и Порошенко. «На сегодняшний день коммуникационные каналы Порошенко в процессе мирного урегулирования на Донбассе выглядят следующим образом: Порошенко-Волкер-Госдеп США-Трамп; Порошенко-Волкер-Администрация президента РФ-Путин», – подчеркнул политолог.
Эксперт обращает внимание, что в коммуникационной цепочке между президентом Украины и главами США и РФ есть минимум два посредника и большое количество технических сотрудников. Поэтому, считает политолог, для налаживания более эффективного обмена информацией Порошенко нужен прямой контакт хотя бы с одним из ключевых игроков – США или РФ. Тем более, отмечает Фомин, такая возможность у лидера Украины есть: достаточно обратиться к помощи Виктора Медведчука.
«Медведчук – единственный украинский политик, который имеет прямой выход на Путина и к которому готовы прислушиваться в Кремле», – подчеркнул эксперт.
По мнению политического обозревателя, при таком непосредственном контакте с РФ Порошенко сможет нивелировать эффект миманса при передаче информации, а «главное – получать полноценную картину о переговорах США-РФ». Фомин не исключает, что президент давно активизировал этот коммуникационный канал, но не желает его афишировать.
Политический обозреватель напомнил, что именно канцлер ФРГ Ангела Меркель в 2014 году рекомендовала включить оппозиционного политика в состав Трехсторонней контактной группы в Минске. Он также приводит слова первого заместителя главы ВРУ Ирины Геращенко, которая призналась, что хоть и «имеет с Медведчуком разные политические взгляды, но это не мешает им эффективно работать в ТКГ по урегулированию ситуации на Донбассе».
Фомин убежден, что с подключением возможностей Медведчука Киев приобретет еще один козырь. «С его помощью киевское руководство получает возможность вести переговоры представителями ОРДЛО, а также сократить коммуникативную дистанцию с неподконтрольными территориями Донбасса», – подытожил эксперт.