В 2017 году на государственную поддержку агросектора было предусмотрено всего 6,3 млрд. гривен, из которых 4 млрд грн потрачено на поддержку производителей животноводческой продукции, 550 млн грн — на программу 20-процентной компенсации стоимости украинской сельхозтехники, 300 млн грн — на компенсацию кредитных ставок, 75 млн грн — на развитие хмелеводства, высадки садов и ягодников, — отмечает Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе. — Всего в 2017 году дотации получили 1706 юридических лиц

Распределение дотаций осуществлялось в соответствии с Порядком выделения средств, утвержденного КМУ, согласно которому птицеводам позволили получить 50% от 4 млрд грн. Из-за формулы расчета дотаций предприятия, которые занимаются и растениеводством, и животноводством (а это, как правило, все средние и малые фермеры), не получили средств. И получилось как всегда: почти половину всей суммы дотаций получили два крупные агрохолдинги. По данным Государственной службы статистики, поголовье коров и свиней сократилось соответственно на 2 и 8%, а кур — увеличилось на 1,7%. Отмечу, что цены на продукцию животноводства не снизились, а наоборот выросли: курятина подорожала на 28%, телятина — на 33%, яйца — на 24%, молоко — на 21%.

В 2018 году правительство вновь направляет 4 млрд грн на поддержку животноводства. Главным распорядителем бюджетных средств будет Минагрополитики. На уровне обладминистраций создаваться конкурсные комиссии, которые будут отбирать компании для предоставления государственной поддержки. Фактически это означает ручной отбор компаний на уровне областей.

Хочу обратить внимание, что птицеводы находятся на упрощенной системе налогообложения, то есть являются плательщиками единого налога 4 группы, для которых объектом налогообложения является только площадь сельскохозяйственных угодий, а она очень незначительна. При этом птицеводы как плательщики единого налога 4 группы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на прибыль, земельного налога и рентной платы за использование воды.

Наверное, идея дотаций была заимствована из Евросоюза, где фермеры получают значительную государственную поддержку. Однако отличие агросектора Украины и ЕС — в масштабах хозяйств. В европейских странах хозяйство с 1 тыс. гектаров в управлении считается латифундистом, тогда как в Украине земельные банки нескольких компаний достигают 600 тыс. гектаров. Как видим, о малом и среднем бизнесе опять забыли. Преференции предоставляются прибыльным компаниям.

Возможно, именно для малых сельскохозяйственных производителей целесообразно было бы разработать отдельную бюджетную программу по упрощенной процедуре участия. Хочу подчеркнуть, что мы не против дотаций, они необходимы. Однако нужно больше прозрачности. И тогда не будут возникать вопросы, почему одни получают все, а другие — почти ничего нет.