Украинки из-за бедности и безработицы идут на то, чтобы рожать детей для иностранцев, а наша страна превращается в один из мировых центров суррогатного материнства

Эксперты называют несколько причин популярности украинок на «суррогатном рынке».

«Во-первых, в последние два-три года жизнь сильно подорожала, а денег и работы не прибавилось. А выносив чужого ребенка, женщина может позволить себе какое-то время неплохо жить или рассчитаться с долгами, купить скромную недвижимость. А во-вторых, для иностранцев закрылся один из популярных центров суррогатного материнства в Азии. В 2014 году запретили вынашивать чужих детей в Таиланде после скандала с малышом Гамми, когда австралийская пара отказалась от рожденного суррогатной матерью младенца из-за того, что у ребенка был синдром Дауна», – рассказывает менеджер агентства, которое подыскивает клиентам суррогатных мам для их биологических малышей.

Кроме того, не так давно Индия ввела запрет на суррогатное материнство для иностранцев, после того как этот бизнес превратился в тотальную эксплуатацию женщин из бедных семей.

Теперь тысячи «суррогатных туристов» из Европы, США и богатые жители Азии приезжают в Украину.

По всей стране есть десятки клиник, в которых проводят курс искусственного оплодотворения (цена – от $3000), массово открываются агентства-посредники.

45-летняя Камерон Диас ждет первенца

Украинок оплодотворяют клетками иностранных пар, малыша они вынашивают здесь или «заказчики» везут их к себе за границу на полное содержание.

По словам работницы агентства-посредника, подобрать клиентам суррогатную маму по базе стоит $1000, еще во столько же обходятся услуги юриста. Суррогатным матерям кроме гонорара и расходов на проживание и питание оплачивают медицинские услуги и лечение в случае осложнений.

«У некоторых клиентов бывают свои «заскоки», – говорит она. – Пара из Ирландии как-то просила девушку с высшим математическим образованием, русую, с голубыми глазами. Мол, хотят, чтобы их ребенок был умным. Хотя малыш не связан генетически с суррогатной мамой, но считается, что она все же передает ему часть «себя», ведь носит его под сердцем девять месяцев».

Врач-репродуктолог одной из клиник на Западной Украине говорит, что для женского организма суррогатное материнство – большой стресс.

«У большинства женщин срабатывает материнский инстинкт, ребенка воспринимают как своего, отдать его потом очень тяжело. Многим потом нужна помощь психолога», – говорит нам медик.

По словам врача, обычно в суррогатные матери выбирают женщин от 18 до 35 лет, у которых есть свои дети, без вредных привычек, здоровых и сильных.

Суррогатными матерями соглашаются стать чаще все из-за денег или в сложных жизненных ситуациях.

В такой ситуации оказалась 24-летняя Галина Л., жительница Яворовского района Львовской области. Она выносила и родила мальчика для немецкой пары, которая долго не могла завести своих детей.

«Всю процедуру проделали в клинике во Львове, сначала сняли мне здесь хорошую квартиру, давали по $500 на жизнь каждый месяц, оплачивали обследование у врача. Ульриху и Эрике по 40 лет, у них свой бизнес по производству окон, у жены проблемы со здоровьем, она долго лечилась, но ничего не получалось», – поделилась Галина.

Когда Галина родила, написала отказ от ребенка и дала разрешение на его выезд к папе (по немецким законам, генетический отец признается законным, а матерью – родившая женщина). А в Германии его усыновила Эрика, по документам – приемная мама.

«Мы до сих пор переписываемся, они присылают мне подарки на праздники. Конечно, у меня сердце разрывалось, когда я отдавала ребенка. Я к нему относилась как к своему сыну, долго потом плакала, не спала. Прошел год, а мне до сих пор снится, что у меня забирают ребенка», – вздыхает суррогатная мама.

Девушка скрывала от родных, как заработала деньги. «Односельчанам я сказала, что поехала на заработки в Польшу, а сама жила во Львове, – говорит Галина. – Знала только мама, она была против, но у меня не было другого выхода. Я живу с ней и четырехлетним сыном, с его отцом мы давно разбежались. Работы нет, мы влезли в страшные долги, нам отключили газ за неуплату. А еще сын серьезно заболел, нужны были деньги на лечение, а взаймы никто не давал. Знакомая рассказала, что ее сестра родила двойню для итальянцев – и купила квартиру. Она дала мне контакты клиники, я прошла все тесты, и через два месяца приехали мои немцы. Сейчас вот думаю еще раз так заработать, это лучше, чем за копейки пахать в Польше».

Таких историй – сотни. В интернете можно найти много объявлений женщин, которые предлагают свои услуги «матерей по найму».

Свою цену называют сразу же, причем за «двойное счастье» она выше: просят $35 тысяч, $25 тысяч, если двойня – $50 тысяч. Плюс ежемесячные выплаты.

В интернете можно найти рассказы о неприятностях, с которыми сталкиваются как биологические родители, так и суррогатные матери. Например, когда женщины шантажируют заказчиков, грозятся сделать аборт или не отдают ребенка, требуя больше денег.

Встречаются и аферистки, которые при помощи «черных» сводников симулируют беременность и некоторое время, три-четыре месяца, тянут деньги на обследование и проживание сразу с нескольких пар, а потом исчезают. Редко, но бывает и наоборот – когда пара отказывается от ребенка, если он, например, рождается больным или случается выкидыш.

Контракт, по словам экспертов, в таких ситуациях не защищает ни одну из сторон: «Ведь это простой договор о предоставлении услуг, поскольку даже определения суррогатного материнства в юридической сфере нет. Поэтому доказать что-то в суде, если до этого доходит, невозможно».

Также сообщается, что нередки случаи, когда клиники подделывают данные медицинских заключений о здоровье суррогатных матерей.

Случаются в Украине форс-мажоры и для тех иностранцев, которые не оформляют документы как положено.

Бывают случаи, когда малышей пытаются вывезти тайно, чтобы не «заморачиваться» с официальными бумагами. На границе детей отбирают, а их иностранных родителей могут обвинить в краже ребенка или торговле людьми.

Самый громкий случай произошел в 2010 году с ребенком, которого украинка родила в харьковской клинике для пары гомосексуалистов из Бельгии. Мальчика по имени Самуэль по их просьбе и за оплату пытались вывезти знакомые бельгийка с полячкой через пункт пропуска «Краковец» во Львовской области.

Был большой скандал, ребенка забрали, но в итоге суд разрешил отдать Самуэля бельгийцам. Основанием для разрешения стало то, что биологическим отцом мальчика был один из мужчин.

Другой резонансный случай прогремел в Украине в 2007 году, но уже без хеппи-энда.

Американка Джанет Руньон пыталась увезти в США дочку Вику, которую для нее родила суррогатная мама за $18 тысяч. Но Руньон задержали за попытку вывоза якобы чужого ребенка по поддельным документам. Факт суррогатного материнства официально подтвердить не удалось, в частной клинике не нашлось ни одного документа об искусственном оплодотворении.

Руньон и Вика некоторое время жили у тогдашнего заммэра Ирэны Кильчицкой, но доказать материнство американка так и не смогла. Суды могли затянуться на годы, а у Руньон не было финансовой возможности на долгую тяжбу. В результате Вику взяла под опеку киевская бездетная семья, а американка уехала в Штаты ни с чем.

Впрочем, такие случаи – единичны, и наша страна остается очень привлекательной для «суррогатных туристов».

«При этом Украина имеет существенное преимущество для супружеских пар, ибо законом установлена презумпция происхождения ребенка от родителей – доноров генетического материала. В отличие от, например, России, где даже в случае отсутствия какого-либо генетического родства именно суррогатная мать имеет приоритетное право решить судьбу ребенка – права генетических родителей признаются только после отказа от него суррогатной матери», — поясняют юристы.

По материалам «Страна«