Валерия Гонтарева — легендарная глава Национального банка Украины. Она помогала совершать финансовые аферы Януковичу и Порошенко. После ее прихода в НБУ девальвировалась гривна и закрылось около 80 банковских учреждений. После множественных скандалов в марте 2018 года она покинула должность председателя Нацбанка.
Биография
Валерия Алексеевна Сатановская (после замужества — Гонтарева) родилась 20 октября 1964 в городе Днепр.
Семья
Валерия Гонтарева замужем. У нее два сына.
Образование
1987 — Киевский политехнический институт;
1997 — Киевский национальный экономический университет.
Карьера и бизнес
Карьеру экономиста Валерия Гонтарева начала в 1993 году с Украинской межбанковской валютной бирже. Вот только соответствующего образования в то время она не имела. Экономическое образование получила только в 1997 году, закончив Киевский национальный экономический университет.
Однако, еще студенткой Валерия Гонтарева вошла в правление украинского филиала французского банка Societe Generale. Сферой ее ответственности была работа банка на рынках капитала.
Впоследствии Валерия Гонтарева перешла работать в дочернюю учреждение голландского банка «ИНГ Банк Украина» на должность первого заместителя председателя правления Александра Писарук.
ICU
В 2006 году на украинском рынке появилась финансовая группа ICU. В нее вошли КУА «Инвестиционный капитал Украина», одноименная инвестиционная компания, а с 2013 года и банк «Авангард». Одним из соучредителей КУА был муж Гонтаревой Олег.
Уже через год ICU возглавила Валерия Алексеевна и финансовая группа быстро заняла шестое место по объемам инвестиционных сделок в Украине.
Такому успеху ICU содействие тесное сотрудничество Гонтаревой с заместителем председателя российского «ВТБ Банка» Юрием Соловьевым. Его жене Галине Улютиной принадлежала четверть группы, а Соловьев из своих оффшорных компаний занимал десятки миллионов долларов.
Валерия Гонтарева связь с ним скрывала. Правда открылась аж в 2016 году, когда разгорелся панамский оффшорный скандал.
Согласно документам Mossack Fonseca, в декабря 2013 года оффшорная компания Юрия Соловьева — Quillas Equities, давала заем в $ 10 млн другом оффшора — Keranto Holdings Ltd. Средства были переведены на счета Keranto в кипрскую дочернюю фирму ВТБ — RCB Cyprus.
В соглашении указано почтовый адрес Keranto, которая совпадает с центральным офисом ICU в киевском бизнес-центре «Леонардо». К тому же, соглашение сопровождал Дмитрий Недельчев, который на сайте ICU числился как специалист по операционному управлению и член инвестиционного комитета.
Сотрудничество Гонтарева и Соловьев прекратили лишь в августе 2014 года. Отношения им пришлось разорвать из-за санкций США и Евросоюза против России. Ведь в санкционный список попал и «ВТБ».
1993-1996 — работала ведущим экономистом на Украинской межбанковской валютной бирже.
1997 — вошла в правление украинского филиала французского банка Societe Generale.
2001 — стала первым заместителем председателя правления и начальника управления финансовых рынков АБ ИНГ Банк Украина.
С декабря 2007 года — председатель совета директоров группы Инвестиционный Капитал Украина.
2013-2014 — председатель наблюдательного совета банка «Авангард».
19 июня 2014 — председатель Национального банка Украины.
15 марта 2018 года Верховная Рада уволила Гонтареву и назначила Якова Смолия новым главой Национального банка Украины.
В сентябре 2018 года стало известно, что экс-глава НБУ может возглавить наблюдательный совет компании «Медікіт». Компания будет предлагать пациентам мгновенную онлайн-консультацию врачей, а также вызов врача на дом через интернет.
Юридически, прямого отношения к руководству Валерия Гонтарева не имеет, однако имеет тесные связи с основателями. Это ее сын Антон Гонтарев и Светлана Кириченко, которая работала в структурах компании ICU с 2008 по 2010 годы.
Компромат и слухи
Бухгалтерия Порошенко
Движение продукции «Рошен» осуществляла через фирму «Рошен-Трейд», которая принадлежала Петру Порошенко. Деньги за услуги шли в общую стоимость экспортируемого товара, а размер НДС возмещался из бюджета. Чтобы не возникало отрицательного значения НДС, подлежащего возмещению от «Рошен», товар реализовывался через комиссионера — «Рошен-Прикарпатье».
Ее имя засветилось при создании конвертационного центра, использовал донецкое ООО «Гранд-2009». Валерия Гонтарева организовала налоговые схемы для «Рошен» — «Богдан» — «Иста», суммарная стоимость активов которых превышала $ 1 200 000 000.
Информация стала известна общественности в 2013 году благодаря экс-руководителю фискального ведомства Александру Клименко, который собирал компромат на кандидатов в депутаты на выборах в Верховную Раду в 2012 году.
Однако, накануне выборов Порошенко договорился о сотрудничестве с окружением Виктора Януковича. Это помогло нынешнему президенту сохранить бизнес и наработанные схемы, а главе Нацбанка уйти от ответственности, хотя она фигурировала в одном из уголовных дел.
Схемы для Януковича
Валерия Гонтарева также засветилась в схемах по выводу средств «семьи» Януковича за границу.
В 2013 году тогдашние первый вице-премьер Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов посетили США с «неофициальным визитом». Там они встретились с представителями инвестиционного фонда Franklin Templeton, который впоследствии начал активно скупать украинские евробонды. Фонд сконцентрировал треть долговых обязательств Украины. Наибольший пакет в $ 5 млрд Franklin Templeton купил в начале ноября 2013 года.
Колобов и Арбузов договорились о размещении в фонде денег «семьи» для покупки евробондов Украины со скидкой в 50%.
Посредником, который помогал скупать евробонды в интересах «семьи» была компания «Инвестиционный капитал Украина», которой на тот момент руководила Валерия Алексеевна.
В феврале 2014 ICU выступила посредником в сделке купли-продажи ценных бумаг между Аграрным фондом и Брокбизнесбанком Сергея Курченко. Аграрный фонд передал ему свои ОВГЗ на сумму более 2 млрд грн. Обратный выкуп планировался на начало мая.
Деньги фонд решил не забирать, а положить на долгосрочный депозит, чтобы заработать на процентах. При этом Брокбизнесбанк, провернул такое же соглашение с Нацбанком, получив в обмен на ОВГЗ наличные. В результате в Брокбизнесбанк ввели временную администрация, депозит Аграрного фонда сгорел, а полученные с НБУ миллиарда бесследно исчезли.
Еще по одному делу с валютными облигациями Гонтарева оказала содействие для «семьи» в Ощадбанке. В 2012-2013 годах банк продавал валютные облигации внутреннего займа для населения. Брокером выступала компания ICU. Сделки заключались по «просьбе» определенного круга физических лиц, в частности, Юрия Колобова и Сергея Арбузова, в интересах которых брокер покупал у Ощадбанка валютные ОВГЗ.
Впоследствии права требования по ценным бумагам переходили в руки оффшорных компаний. Таким образом, Гонтарева, Колобов и Арбузов вкладывали деньги из бюджета в валютные облигации правительства по ставке 15% годовых и выводили за рубеж.
Валютных ОВГЗ они продали более чем на $ 1 млрд.
Экс-глава Нацбанка Степан Кубив в свое время инициировал расследование. Но когда на посту сменила сама Валерия Гонтарева, дело заглохло.
Нацбанк и девальвация гривны
19 июня 2014 Верховная Рада утвердила Гонтареву в должности председателя Национального банка Украины.
Ее назначение ознаменовалось девальвацией национальной валюты. В марте 2014 Кубив подписал договор, по которому НБУ отказался от политики регулирования валютного курса. Доллар мгновенно вырос с 8 грн до 10 грн.
Гонтарева стала действовать по намеченному курсу. Уже после внеочередных парламентских выборов доллар продавали по 15,8 грн.
Глубокое падение за всю историю гривны произошло 6 февраля 2015. Тогда гривну пустили в «свободное» плавание и ждали помощи от МВФ. Но гривна утонула на отметке 23,5 за доллар. Через несколько дней официальный курс перевалил за 30 грн.
Перед тем, в июле 2014 года, Нацбак по указанию Гонтаревой стал скупать валютную выручку экспортеров, установив курс выше, чем на межбанковском валютном рынке. За четыре дня НБУ выкупил $ 80 млн у государственного Укрэксимбанка по цене 11,7 грн за доллар. Эта операция вызвала резкое повышение стоимости доллара.
К дестабилизации подключились и банки-спекулянты, которые решили открыть короткие валютные позиции, то есть продавать недостающую валюту, раскачивая курс.
В начале 2015 сногсшибательный прыжок привело очередное решение Гонтаревой отказаться от валютных аукционов и позволить банкам свободно определять курс валют на основании котировок межбанке.
С 2015 по 2016 гривна девальвировала на 63%.
Продвижение российских банков
Пока Евросоюз и США вводят санкции против России, Нацбанк Украины к дочерним российским банкам относится достаточно лояльно. Они получают рефинансирования и отсрочки в предоставлении необходимой информации.
Например, Проминвестбанк, который является украинской дочерней организацией российского ВТБ банка, в 2015 году получил 200 млн грн рефинансирования от НБУ, а впоследствии такую же сумму еще в 2016-м. Хотя сам «ВТБ» находится под санкциями США.
Проминвестбанк задолжал Украине 2 700 000 000 грн. Однако регулятор и в дальнейшем позволяет ему выводить за границу огромные валютные средства.
Банкротство банков
За время кризиса 2014-2016 годов количество закрытых банков приблизилась к 80. Валерия Гонтарева называет это чисткой банковского сектора, но не все с ней согласны.
В марте 2015 года в категории неплатежеспособных НБУ отнес Дельта Банк. За месяц до этого глава Нацбанка вместе с сыном Антоном сняли со своих депозитных счетов в этом банке 12 500 000 грн.
Семья главного банкира выбрала Дельта Банк для хранения активов, так как через него проходили все операции с облигациями НАК «Нафтогаз Украины». Кабмин вкладывал деньги в капитал «Нафтогаза», давая ему облигации. Когда же НАК нужны были деньги, он их продавал Дельта Банку, а тот перепродавал Нацбанку. Брокером на вторичном рынке была компания Гонтаревой — ICU.
Весной 2016 проблемы с платежеспособностью возникли у столичного банка «Крещатик». Все началось после появления в нем куратора НБУ, который фактически заблокировал нормальную работу финучреждения. С его подачи коммунальные предприятия Киева покинули «Крещатик» и перешли в другие банки. Руководство НБУ было заинтересовано в уничтожении банка, чтобы перевести его клиентскую базу на свои финучреждения.
«Михайловский» и Платинум Банк
Банк «Михайловский» появился на рынке в 2014 году. Он за копейки скупал проблемные банки. Его активы за год выросли до 1 900 000 000 грн.
Председателем правления «Михайловского» был Игорь Дорошенко, а владельцем — Виктор Полищук, которому принадлежит киевский торговый центр «Гулливер».
В 2015 году Нацбанк признал «Михайловский» неплатежеспособным за сомнительные операции с депозитами физических лиц. Банк якобы имел отдельную компанию, которая привлекала вкладчиков. НБУ утверждает, что Полищук должен украинским банкам более 23 млрд грн. Сейчас по этому делу ведется следствие. Арестованный только Дорошенко.
По данным следствия, Дорошенко вступил в сговор с председателем наблюдательного совета «Платинум Банка» Григорием Оптовым, акционерами — Дмитрий Зинков, Борисом Кауфманом и Екатериной Рожковой, чтобы вывести активы «Михайловского» путем растраты и доведения его до неплатежеспособности.
Платинум Банк имеет плохую репутацию. Проблемы у него начались годом ранее. Банк тяжело отдает вклады населению. Но Валерия Гонтарева имеет тесные связи с его владельцами и топ-менеджерами. В 2013 году ее инвестиционная компания проводила сделку по продаже банка нынешним владельцам.
Связи Гонтаревой с «Платинум» очень сильны. Она всячески защищает Екатерину Рожкову, которую обвиняют в искажении финансовой отчетности банка, выводе средств рефинансирования и фиктивном кредитовании. Так, в 2013-2014 годах Рожкова вывела в оффшоры $ 75 млн.
Однако, через два месяца после того, как правоохранители возбудили уголовное дело по факту хищения средств в «Платинум Банка», Валерия Гонтарева взяла ее к себе в Нацбанк на должность заместителя председателя.
Декларация
Бывшая глава Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева в последний раз подавала сведения о доходах за 2017 год. Соответствующая электронная декларация внесена в реестр электронных деклараций на сайте Национального агентства по предотвращению коррупции.
У семьи Гонтаревых в наличии 3 квартиры в Киеве и два жилых дома в Киевской области (Ирпень, Горенычи). У Валерии Алексеевны два автомобиля марки Porsche (модели Cayenne и Panamera). Внесен в декларацию и автомобиль Mercedes Benz G55, который принадлежит сыну Антону.
Также на Антона записаны и три фирмы: «Европівзбут», «Вансер Групп» и «Ревизион».
Общий доход экс-главы НБУ в 2017 году составил 87 516 281 грн. На счетах в банковских учреждениях у нее 4 808 029 долларов. Драгоценностей, шуб и антиквариата в декларации не зафиксировано.
После увольнения из НБУ Валерия Гонтарева похвасталась своей элитной квартирой в Лондоне.