Виктор Нусенкис — ревностный православный олигарх. В условиях оккупации Донбасса он продолжал торговать углем и металлом. При попытке взыскать с него долги по кредитам сепаратисты “национализировали” его предприятия.

Биография

Виктор Нусенкис родился 3 марта 1954 года в городе Сталино (современный Донецк).

Отец — рабочий, мать — преподаватель.

Образование

Диплом инженера получил в Донецком политехническом институте.

Семья

Виктор Нусенкис женат, у него есть сын. Семья олигарха непубличная, данных о ней в открытых источниках нет.

Карьера

Работать начал в Макеевке на шахте имени Батова. Здесь маркшейдер, а затем начальник участка Виктор Нусенкис, отличник социалистических соревнований и протеже замминистра угольной промышленности УССР Николая Сургая быстро выдвинулся в главные инженеры.

Затем в возрасте всего тридцати одного года Нусенкис стал руководителем шахты «Ждановская» в Донецке.

На шахте он зарекомендовал себя и как «рубаха-парень», и как «эффективный менеджер». Нусенкис одевался в потертые джинсы, в Москву ездил не в СВ, как другие руководители, а в плацкарте. Этим он завоевал доверие простых шахтеров.

Но еще большую популярность у подчиненных Виктор Нусенкис приобрел после сделки по продаже угля в Чехословакию. На вырученные деньги директор шахты закупил партию “Жигулей” и передал их отличникам производства.

К тому времени он перевел шахту в подчинение области и стал главой города Ждановка.

Как только в СССР разрешили заниматься предпринимательской деятельностью, он с несколькими партнерами создал предприятие “Горняк”.

Первые огромные деньги, сто тысяч рублей, за один только месяц он заработал, продав на Донбассе сибирский лес. На вырученные деньги открыл цех по производству колбас, пекарню и мебельную фабрику.  

С обретением Украиной независимости Виктор Нусенкис начал заниматься трейдерством. Вместе с Леонидом Байсаровым, Владимиром Логвиненко и Константиносом Папунидисом он становится соучредителем финансово-промышленной группы “Концерн “Энерго”.

Торговая фирма в скором времени станет одним из самых важных игроков на рынке торговли углем в постсоветских странах.

В новом государстве у Нусенкиса появляются новые покровители. Ими стали братья Васильевы, один из которых руководил донецкой налоговой, другой — прокуратурой.

Правда, уже в середине 1990-х кресла под братьями зашатались. На Донбассе появились люди, вроде Рината Ахметова, претендовавшие на власть в регионе.

Нусенкис решил спасать положение, скупая активы. В конце 1990-х годов он постепенно сосредотачивает в своих руках производство кокса. Предприниматель приобрел Ясиновский и Макеевский коксохимические заводы.

Кроме кокса, в сферу интересов предпринимателя попали уголь и металл. В 1998 году он стал владельцем шахты “Красноармейская-Западная №1”, а через два года приобрел Донецкий металлургический завод.

В 2000 году он основал ЗАО “Донецксталь-металлургический завод”.

Тогда же олигарх переезжает в Россию, где его заинтересовал Кузбасс. Виктор Нусенкис и здесь нашел покровителя в лице директора “Ленинскуголь” Александра Мазикина, владевшего большим пакетом акций шахты “Заречная”.

Вместе с ним Нусенкис добился полного контроля над этой шахтой. Олигарх вложил в нее триста миллионов рублей и построил горно-обогатительную фабрику.

Как только запасы шахты начали истощаться, бизнесмен начал подыскивать себе новое прибыльное местечко.

Им оказался Серафимовский участок Ушаковского месторождения. В течение пяти лет Нусенкис искал себе местного партнера, без которого получить участок было невозможно.

Таковым стала Наталья Ермакова, владелица логистической компании, а затем депутат Госдумы. Благодаря ее лобби предприниматель добился разрешения на разработку участка.

В конце 2000-х Нусенкис приобретает на Кузбассе еще две шахты — “Алексиевскую” и “Октябрьскую”.

В 2010 году компании олигарха добывали 8,5 миллиона тонн угля, большая часть (80%) которого продавалась за границу.

В первые годы вооруженного конфликта на Донбассе Нусенкис сохранил свои активы в этом регионе, но в 2017 году сепаратисты “национализировали” предприятия олигарха.

Еще с начала 1990-х годов Нусенкис стал набожным православным. За свое религиозное рвение его прозвали “православный олигарх”.

Он жертвовал огромные деньги и сам активно занимался строительством церквей, на его предприятиях были введены обязательные молебны, основал православный телеканал “Глас”.

Он даже принял участие в Поместном соборе РПЦ. Для наглядности своей набожности отпустил длинную бороду и стал похож на священника.

Компромат

Виктор Нусенкис родился в еврейской семье. Его родителей звали Белла Марковна и Леонид Исаакович. Но с детства будущий олигарх боялся проявлений антисемитизма, поэтому везде представлялся греком. Это ему очень помогло в старте карьеры.

Первый покровитель предпринимателя — замминистр угольной промышленности УССР Николай Сургай — сам был греком. Прочитав в анкете у Нусенкиса, что якобы тот имеет те же корни, что и он, решил помочь молодому начальнику участка шахты имени Батова. Виктор не стал рассказывать правду высокому чиновнику, а лишь воспользовался сложившимися обстоятельствами в свою пользу.

В 2008 году Нусенкис задумал реконструкцию на Донецком металлургическом заводе. Было принято решение закрыть мартеновский цех, а за городом построить электросталеплавильный цех.

Для реализации проекта бизнесмен взял несколько кредитов. В общей сложности получилось 750 миллионов долларов.

В 2013 году цех должен был быть готов. Но ни его, ни денег не было. Бизнесмен сослался на всемирный металлургический кризис и занял еще 500 миллионов для оплаты первого кредита.

Затем в Донецке началась война. Поэтому и эти полмиллиарда канули в Лету.

Но в 2017 году кредиторы (украинские и европейские банки) олигарха подали на него в арбитражный суд Лондона с требованием взыскать с Нусенкиса долги.

За пять лет просрочки платежей эта сумма увеличилась почти на двести миллионов долларов.

Чтобы вывернуться и не платить с процентами, Нусенкис стал переоформлять украинские активы с одного своего юридического лица на другое.

Так, большую часть акций шахтоуправления “Покровское” он вывел из “Донецкстали” в “Индастриал Коал Холдинг”, на который не распространяется банковский кредит.

В том же году холдинг Нусенкиса заявил, что утратил контроль над всеми своими активами, находящимися в “ДНР”. И теперь не может расплатиться с кредиторами. Некоторые эксперты предполагают, что олигарх ничего не терял, а это своего рода защита от возможных санкций со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов.  

В 2015 году Служба безопасности Украины открыла уголовное дело в отношении предпринимателя. Его подозревали в сотрудничестве террористами из “ДНР”.

Основанием стало то, что предприятия, которые принадлежали Виктору Нусенкису, одними из первых прошли перерегистрацию в “органах власти” непризнанной республики.

Только в первый год войны каждый месяц холдинг бизнесмена переводил в банк “ДНР” по миллиону гривен в качестве “налогов”. В Россию с донбасских заводов успешно доставляется кокс, а за их сотрудниками, которые ушли воевать против Украины, сохранились рабочие места.

Гражданство Российской Федерации он получил еще в начале 2000-х годов, а апологетом “русского мира” стал еще до войны на Донбассе. Причем, по его мнению, свое влияние Москва должна была оказывать на Украину не только в политическом, но и даже в религиозном направлении.

Православный олигарх на Поместном соборе УПЦ Московского патриархата в 2011 году устроил священным иерархам настоящий скандал из-за нового устава церкви.

Он был категорически против предоставления украинской церкви более широкой автономии от Москвы.

Священники были вынуждены стерпеть наглую выходку мирянина, потому что он был самым главным их жертвователем.

После этого Виктор Нусенкис практически перестал финансировать УПЦ МП, а отдавал деньги в РПЦ.

В планах бизнесмена было перевести некоторые свои активы под крыло УПЦ МП. Сделать он это хотел не из набожности, а по причине того, что церковь не платит налоги, плюс эти активы были бы застрахованы от возможных арестов или конфискации.

Виктор Нусенкис всегда заботился о душе своих подчиненных: церкви, часовни, молебны. Но вот модернизировать производство олигарх постоянно отказывался.

Скупость предпринимателя неоднократно приводила к авариям на производствах, которые заканчивались человеческими жертвами. Получая травмы на производстве, шахтеры часто оставались без заслуженной компенсации.

После аварии на шахте «Покровская», вместо того чтобы хотя бы закупить шахтерам фонари, Виктор Нусенкис приказал построить часовню и повесить на территории шахты побольше икон.

Состояние

В 2010 журнал “Корреспондент” оценил состояние бизнесмена в 2,3 миллиарда долларов. Виктор Нусенкис стал шестым среди сотни самых богатых украинцев.

К 2013 году олигарх “обеднел” на восемьсот миллионов долларов, и его состояние оценивалось в полтора миллиарда долларов.