Как пройти в парламент вне очереди
За что мы стояли на сцене МайданаПосле парламентских выборов 2014 года одним из обещаний правящей коалиции стало введение в Украине открытых списков. Смысл идеи прост – максимально усилить влияние избирателей на то, кто получит депутатские мандаты. Но прошло чуть больше года тяжелых парламентских будней, и депутаты забыли о своих обещаниях. Открытые списки так и остались на бумаге (пункт 1.1. избирательной реформы в коалиционном соглашении), но вместо них появились признаки «партийной диктатуры». В этом случае идея прямо противоречит открытым спискам и сводится к тому, чтобы усилить влияние партий, а не избирателей, на то, кто станет депутатом.
«Партийная диктатура» проявилась в принятом 16 февраля законопроекте № 3700 «О внесении изменений в закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» (относительно исключения кандидатов в народные депутаты Украины из избирательного списка в многомандатном округе)». Данный законопроект предусматривает, что партии получают возможность исключить любого кандидата вне проходной части избирательного списка уже после оглашения результатов выборов.
Законопроект № 3700 позволяет политическим силам убить одновременно двух зайцев: убрать из своих списков неугодных им активистов и провести важных для партии людей. Первые пользуются популярностью у избирателей, но не имеют веса в партии, а вторые являются влиятельными фигурами, но не нравятся избирателям. По такой схеме в парламент попадут те кандидаты, что выгодны самой партии. Иными словами, ее влиятельные покровители. Для этого достаточно поставить таких кандидатов ближе к концу списка и путем исключения технических кандидатов перед ними расчистить путь в парламент. Получится, что избиратели голосуют за одних людей в списке партии, а в парламент проходят другие. О таком положении дел не могла мечтать даже Партия регионов в свои лучшие годы.
Законопроект также имеет особое стратегическое значение. В короткой перспективе он уже сейчас сыграет на руку «Блоку Петра Порошенко», ведь позволит не провести в парламент адвоката Геннадия Корбана, который первый на очереди по списку БПП. С учетом отношений команды Порошенко и Коломойского такое решение крайне важно для партии президента. Даже несмотря на то что законопроект будет действовать лишь по отношению к парламентским выборам 2014 года, в длительной перспективе он может усилить позиции всех партий. К тому же не исключено, что депутатам настолько понравятся их новые возможности, что в закон внесут изменения и будут применять и к будущим выборам в парламент.
Демократы или диктаторы?
Как ни странно, но инициаторами законопроекта №3700 оказались те самые люди, которые поставили свои подписи в коалиционном соглашении и обязались ввести открытые списки уже в І квартале 2015 года. Среди авторов документа Юрий Луценко, Юлия Тимошенко, Максим Бурбак, Олег Березюк и Олег Ляшко.
Именно соратники по коалиции дали 16 февраля наибольшее количество голосов за введение «партийной диктатуры»: БПП — 87 депутатов «за», «Народный Фронт» — 58, «Самопомич» — 22, Радикальная партия – 15, ВО «Батькивщина» — 9. Но стоит указать, что успешное голосование было бы невозможным без поддержки ситуативных союзников из числа бывших регионалов. Именно депутаты «Оппозиционного блока» (25) и «Воли народа» (9) сделали нужную разницу. Всего «за» проголосовали 236 народных избранников (ознакомиться со списком можно по ссылке).
При этом до 16 февраля проект закона № 3700 ставился на голосование 18 раз на протяжении четырех разных дней заседаний парламента (23.12.15; 26.01.16; 28.01.16; 02.02.16), но так и не был принят. Первая попытка включить законопроект в порядок дня Рады и вовсе была предпринята на следующий день после его регистрации, что вообще является нарушением регламента. Тем не менее голосов все время не хватало и только благодаря поддержке бывших регионалов удалось добиться нужного результата. Если 23.12.15 ни один депутат «Оппозиционного блока» и «Воли народа» не поддержал законопроект №3700, то уже 16.02.16 – 25 и 9 депутатов «за» соответственно. Не зря Мустафа Найем во время обсуждения законопроекта назвал голосование не иначе, как «торгом в зале парламента». Вряд ли случайно и то, что законопроект был принят именно накануне голосования за отставку правительства, когда депутаты были особо сговорчивы и искали союзников.
Способ принятия законопроекта также отвечал «лучшим» традициям ВР VIII созыва. Его, как и заведено, приняли сразу за основу и в целом по ускоренной процедуре рассмотрения. Так сказать, чтобы ни у кого не возникло лишних вопросов ко второму чтению. Не обошлось и без нарушения регламента. После того как на утреннем заседании парламента законопроект не набрал нужного количества голосов, к его рассмотрению должны были вернуться не через два часа, а через пару месяцев после текущей и следующей за ней сессиями. Но эту норму регламента депутаты проигнорировали.
Часть большой игры
Приняв законопроект о «партийной диктатуре», депутаты поставили свои интересы выше избирательных прав граждан, закрепленных в Конституции Украины. Но цинизм ситуации в том, что с самого начала инициаторы 3700 неустанно нахваливали законопроект, представляя его как реальный предохранитель от появления в парламенте «тушек». Выступая с трибуны 16 февраля, Олег Ляшко назвал проект закона не иначе, как «диктатурой против тех, кто предает избирателей, торгует совестью и забывает о своих предвыборных обещаниях». По логике инициаторов политическая сила должна иметь право очищать свои списки от потенциальных предателей. Вот только проблема совсем не в этом. Потребность очищать списки – это прямое следствие того, что партии сплошь и рядом продают места в этих самых списках. То есть сначала включают непроверенных людей, а потом жалуются на то, что они перебегают к другим политсилам. При этом сами партии как бы становятся жертвой и требуют дополнительных прав на борьбу с этой проблемой.
Принятие законопроекта о «партийной диктатуре» стало частью большой игры по усилению роли политических партий в Украине. Первый шаг на этом пути — принятие нового закона «О местных выборах», который ограничил возможности самовыдвижения кандидатов и буквально заставил их примыкать к партиям. Второй шаг — принятие законопроекта №3700. На очереди третий шаг, суть которого заключается в том, чтобы обеспечить партиям право отзывать местных депутатов. В парламенте уже зарегистрирован соответствующий законопроект авторства все тех же лидеров «демократических» фракций – Юрия Луценко, Юлии Тимошенко, Олега Березюка и Олега Ляшко. Законопроект ранее был принят в первом чтении, и если его поддержат в целом, то в скором времени партии смогут отозвать любого депутата местного совета, если его действия будут расходиться с заявленными целями партии.
Для каждой из этих инноваций у партий есть благородная цель. Ограничить самовыдвижение на местных выборах было нужно для развития местных ячеек партий и привлечения в ряды политсил новых активистов. Право постфактум исключать из списка кандидатов на выборах народных депутатов нужно для того, чтобы в парламент не прошли «тушки». Право отзыва депутатов местных советов – чтобы следить за работой избранников в органах местного самоуправления. Очевидно, что такие объяснения играют лишь роль ширмы, за которой спрятаны реальные мотивы их принятия. А мотив на самом деле один – желание получить больше власти.
В этом ключе особенно символично, что законопроект №3700 был принят именно 16 числа. Во время Революции достоинства 16 января появились «диктаторские законы», а теперь 16 февраля – закон о «диктатуре партий». В обоих случаях ключевым является слово «диктатура». Хочется верить, что «демократические» фракции коалиции помнят, чем закончили их «папередники» в попытке узурпации власти. Конечно, сейчас масштабы деяний разные, но суть одна. Правда, есть и важное отличие. Оно состоит в том, что нынешнюю ситуацию еще можно исправить. В ближайшее время законопроект №3700 должны отправить на подпись Петру Порошенко, и он, как гарант Конституции, обязан наложить на него вето. Если этого не будет сделано, то может всерьез возникнуть вопрос о том, чем же отличаются «диктаторские законы» 16 января от законов о «партийной диктатуре» и не превращаются ли нынешние демократы в тех, кого они так усердно критиковали.