«Отставка Яценюка» из многосерийного триллера превращается в коллективный сеанс садомазохизма целого политического класса, когда зрители среди всеобщих обвинений уже толком не понимают, что происходит на самом деле. Хотя подозревают, что за всеми хитрыми манипуляциями скрываются хорошие режиссеры. И они правы.
Потому что такими режиссерами являются олигархи, которые после Революции достоинства хоть и уменьшили, но все же сохраняют свое влияние на украинскую политику.
Сегодня они решили, что дешевле договориться, чем идти на досрочные выборы. Поэтому формат парламентского большинства остается неизменным и слухи об отставке правительства постоянно опровергаются.
Тактически отсутствие выборов принесло пользу стране, которой было бы трудно пережить очередную избирательную войну, но стратегически олигархический «договорняк» может уничтожить эту самую страну. Прежде всего потому, что «спасенное» правительство будет обязано олигархам и источники сверхприбылей олигархической экономики останутся нетронутыми (стоит отметить, что, по словам посла Украины в США Валерия Чалого, в Вашингтоне негативно относятся к перевыборам и ждут стабильной и эффективной работы от коалиции, эту позицию подтверждает экс-посол США в Украине Стивен Пайфер. – Ред.).
Показательно, что за сохранение нынешнего формата правительства объединились партии, получающие поддержку от олигархов, публично конкурирующие друг с другом. В том числе и в политике. Казалось бы, что может быть общего у «оппоблоковского» Ахметова, «укроповского» Коломойского и лояльного к власти Пинчука?
Оказалось, что может. И любая идеологическая мишура подконтрольных им партий — ничто по сравнению с общим олигархическим интересом.
В чем же этот олигархический интерес?
Перезагрузочные дни: Порошенко с Яценюком смотрят в разные стороны
Прежде всего — это сохранение нынешнего статус-кво, когда Украина оказалась в межвременье – уже оторвалась от понятий «русского мира», но еще не пришла к стандартам стран ЕС.
Чтобы глубже осознать природу интересов олигархических структур, важно понять недавнюю историю отношений власти и украинских олигархов.
Совсем недавно олигархи поддержали Майдан. За исключением Ахметова, у которого была своя история отношений с лидером Партии регионов, все олигархические кланы понимали, что режим Януковича рано или поздно их уничтожит. Ведь авторитарный режим так же неприемлем для олигархии, как и открытое общество с прозрачной властью и конкуренцией.
Авторитарный режим неприемлем олигархии, потому что авторитару не нужны независимые финансово-политические группы, которые, имея свою особую позицию, могут тайком профинансировать оппозиционные движения, да и просто являются уязвимыми для внешнего давления, так как их деньги хранятся преимущественно в западных банках. Такой режим существует, к примеру, в России и Беларуси, и там нет олигархов в украинском понимании.
Судьба Ходорковского и Березовского неминуемо угрожала украинским олигархам, поэтому они прямо или косвенно поддерживали Майдан. Игорь Коломойский — самый яркий тому пример.
Государство, обеспечивающее прозрачную честную конкуренцию в политике и экономике, также неприемлемо для олигархии, ибо уничтожает монополии и коррупцию, являющиеся источниками сверхприбылей олигархических групп. Такие системы существуют в тех же странах ЕС, и там тоже нет олигархов в украинском понимании. В Европе работает только крупный бизнес, который платит налоги и не влияет на политиков напрямую.
Таким образом, для олигархии самыми приемлемыми являются так называемые переходные демократии, когда олигархи получают возможность покупать собственные политические проекты, создавать монополии и организовывать коррупционные схемы. Ловля рыбы в мутной воде «переходных демократий» — источник жизни олигархии. В таком режиме Украина существовала до взлета Януковича. В таком же режиме она рискует остаться сейчас.
Межвременный статус-кво вполне устраивает олигархию. Но вряд ли это устраивает нас.
Закон о партийной диктатуре: «хотелки» Порошенко или все-таки консенсус
Не устраивает это и наших международных партнеров, которые вливают в украинскую экономику кредитные деньги и не хотят, чтобы они ушли в никуда. Поэтому вряд ли стабилизация правительства в понимании олигархов может гарантировать стабилизацию общества, активная часть которого неминуемо станет более решительно настроенной к собственникам «заводов, газет, пароходов» и их политическим партиям.
Итогом такой борьбы должна стать трансформация олигархов в крупных бизнесменов, которые, как и все, работают в конкурентной среде и честно платят налоги.
Обязательными условиями такой трансформации должны стать:
Во-первых, государственное финансирование партий, гарантирующее независимость политиков от олигархического капитала ;
Во-вторых, уничтожение монополий в экономике – источника сверхприбылей олигархов;
В-третьих, гарантированное право собственности через создание, в частности, подлинно независимой судебной системы;
В-четвертых, массовая приватизация «неприбыльных» госпредприятий, через которые вымываются деньги из бюджета и ради чего собственно олигархи ставят «своих» чиновников в правительственные структуры.
Можно сколько угодно обсуждать персональный состав будущего «обновленного» правительства, но его успех зависит прежде всего от того, будет ли новое правительство вытягивать нас из украинского межвременья.
И еще. Не только в политиках проблема. Надо помнить, что в парламенте любой сговор олигархов начинается из небольших компромиссиков «маленьких украинцев», которые во время выборов считают, что за гречку, трубы, ремонты продают «всего лишь» собственные голоса. Хотя в действительности, задешево продаваясь олигархическим поллитпроектам и их ставленникам, они просто принимают участие в распродаже собственной страны.