В Украине, с момента юридического оформления многопартийной системы, существовала власть одной партии – административного чиновничества, проще говоря, — начальников. Украинских коммунистов, которые после запрета КПСС пользовались всеми благами марксистско-ленинского бренда, но находились в оппозиции к власти только на словах, а на деле всегда исполняли роль младшего партнера, партии по вызову, выделять в отдельную политическую силу все же не стоит. Самый яркий пример сотрудничества КПУ с правящим режимом – присутствие коммунистов в рядах парламентской коалиции вместе с Партией регионов.

Поэтому Компартию, равно как и социалистов, можно смело выносить за скобки – они не участники уравнения.

В подтверждение сказанному выше можно привести десятки, если не сотни примеров, – фамилии как известные, так и не очень. Один и тот же депутат в период одного созыва мог безболезненно для себя и для фракций (его приютивших или простившихся с ним) кочевать с места на место. Для борьбы с этим безобразием появилась в Украине сначала смешанная избирательная система, а затем – пропорциональная. Не помогло. Один и тот же депутат мог оказываться в избирательных списках записных политических антагонистов, а значит, не выходя из парламента, менять партийную принадлежность.

Действительно, нет ничего противозаконного в такой политической неразборчивости. А победить это можно, только возвратив однопартийную систему.

В качестве примера напомним о миграции депутатов фракции СДПУ(о) IV созыва Верховной Рады, которые в 2005 году спешили пополнить фракцию Блока Юлии Тимошенко, чтобы в 2006 году оказаться в проходных местах списка кандидатов в народные депутаты V созыва от БЮТ, а в 2007-м, в результате досрочных выборов, стать депутатами VI созыва от Партии регионов.

Фамилии не называем только потому, что боимся кого-то забыть.

Что касается имитации двухпартийной системы – нет лучшего примера, чем договоренности между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко, которые, имея на двоих неоформленное конституционное большинство в парламенте, в 2009 году завершили подготовку нового Основного Закона, на десятилетия вперед расписавшего политическую жизнь Украины по российскому принципу: Путин – Медведев – Путин.

И здесь мы подходим к тому, что основным водоразделом между избирателями и заигрывающими с ними партиями до 2014 года было отношение к Российской Федерации. Кто больше любит Россию – вот как боролись в Украине за голоса избирателей.

Сейчас громко заявлять об общей судьбе братских народов и дружбе с Россией могут только те политические силы, которые озабочены своим физическим выживанием больше, чем борьбой за власть. Оппозиционный блок – прекрасное название для тех, кто покупает места на галерке, которая дает возможность не столько смотреть на происходящее свысока, сколько обеспечивает депутатскую неприкосновенность.

На самом деле борьба за власть сейчас разворачивается в непосредственной близости от президентской партии. Которая партией, собственно, не является. Хотя слово это появилось в ее уставных документах: партия «Блок Петра Порошенко «Солидарность» (ПБППС).

И борьба идет как против нее, так и за. Как в середине ПБППС, так и снаружи.

Выборы в Чернигове примечательны тем, что состязание идет не на почве того, кто из кандидатов в состоянии обеспечить избирателей округа священным правом вести делопроизводство и писать жалобы в инстанции на русском языке, а кто является большим патриотом – кто больше любит Украину.

Уместно напомнить, что в политическом обиходе «Укроп» появился как неформальная группа народных депутатов, которые предлагали следующую расшифровку названия: украинская оппозиция. То есть было предложено оппонировать президенту и премьер-министру с точки зрения интересов Украины. Но ввязываться в борьбу за власть с клеймом «оппозиция» инициаторы создания партии не решились. Теперь они позиционируют себя как украинское объединение патриотов.

И по этой причине тоже местные выборы в Чернигове оказались в центре внимания всей страны. Не за Россию или против России – здесь выбора нет.

Но для того чтобы состязание между патриотами – название условное – перешло в другое качество и носило характер политической борьбы, одного Чернигова недостаточно. Это понимают и в ПБППС, и в «Укропе». Противостояние между ними продолжится в последнее воскресенье октября по всей стране.

Волей обстоятельств вчерашние союзники – Петр Порошенко и Игорь Коломойский – стали заядлыми соперниками. И не имеет значения, кто выиграет 26 июля: Сергей Березенко или Геннадий Корбан, или оба проиграют, или Центризбирком снимет с выборов обоих. Возможно, какие-то тактические выгоды получит или Порошенко, или Коломойский, перетянув на свою сторону Рината Ахметова, Виктора Пинчука, Дмитрия Фирташа и др.

Здесь важно, что появились новые игроки, важно, что отсутствует перспектива монополии одной из партий, важно наличие противоречий как внутри президентской партии, так и в стане ее политических оппонентов. Все это означает возможность возникновения конкуренции – как между партиями, так и в середине политических сил. Такая острая, бескомпромиссная борьба и есть залог политической устойчивости (просьба не путать со стабильностью) общества и государства.

25 лет Украина прожила по правилам, которые были установлены в 1990-е. Подкуп, запугивание, шантаж, административное давление – все эти приемы знакомы и изучены давно, но не всегда они приносят победу. Хорошо, если подкуп, запугивание, шантаж, административное давление заканчиваются поражением для тех, кто их использует. Плохо, когда считают, что победу принесли именно подкуп, запугивание, шантаж и административное давление.

Выбор должен лежать не между утюгом и паяльником, не между кнутом и пряником, а между тем, какой рукой сегодня лучше действовать – правой или левой.