Самый грязный округ

Округ №205 изначально расценивался как вотчина команды президента. В 2014 году парламентские выборы в Деснянском районе Чернигова выиграл кандидат от «Блока Петра Порошенко» Валерий Кулич. В марте этого года он получил должность главы Черниговской облгосадминистрации. Внеочередные выборы назначили на 26 июля. Округ сразу же прославился тем, что здесь зарегистрировалось аномальное число соискателей депутатского мандата – 127 (для сравнения: 20 в прошлом году). Позже 36 претендентов сняли с гонки. Тем не менее в Комитете избирателей Украины (КИУ) восприняли такое количество кандидатов как тревожный сигнал. Ведь те могут приторговывать местами в участковых избирательных комиссиях в пользу лиц, стремящихся контролировать состав избиркомов. «Значительное количество технических кандидатов может привести к нарушениям на довыборах», – заявляли в КИУ. Эксперты не ошиблись со своими прогнозами относительно нарушений.

На смену Куличу команда президента выдвинула руководителя Государственного управления делами (ГУД) Сергея Березенко. Последний ранее был в команде мэра Киева Леонида Черновецкого, от его блока дважды избирался в Киевсовет. Сейчас 31-летний чиновник управляет одним из самых закрытых органов государственной власти, занимающимся материальным обеспечением чиновников. ГУД принадлежат авиакомпания «Украина», отели в центре столицы, несколько поликлиник (та же «Феофания»), строительные предприятия, санатории и многое другое. Словом, у Березенко мощные ресурсы, мало кто с таким тягаться может. Однако в избирательную гонку в Чернигове включилась не менее серьезная команда основателя финансово-промышленной группы «Приват» Игоря Коломойского. Известный олигарх отправил покорять парламентские вершины своего соратника и партнера по бизнесу Геннадия Корбана. Да, это тот человек, который гордится тем, что его называют главным рейдером страны. Сейчас он возглавляет политический совет партии «Укроп».

В борьбе за депутатскую корочку сошлись две мощные команды с серьезными ресурсами. И события на округе №205 теперь больше напоминают не выборы, а войну. Кандидаты задабривают избирателя как могут: черниговчан просто засыпали подарками. Причем каждый считает, что делать это позволено только ему, а знаки внимания от соперника – нарушение избирательного законодательства. Например, у Березенко возмущены тем, что представители команды Коломойского устроили раздачу продуктовых наборов жителям Чернигова. К палаткам «Укропа» выстраивались тысячи человек. Ради гречки и консервов люди томились в очередях часами.

У Корбана считают, что ничего не нарушили, зато обвиняют конкурента в прямом подкупе избирателей. Схема такая: люди дают свои паспортные данные и подписывают «социальный договор», а потом получают билет на экскурсию по Чернигову. Пока туристические автобусы колесят по городу, внутри рассчитываются с избирателями. За голос якобы дают 400 грн. А 17 июля команда Корбана заблокировала машину, сопровождающую «туристов». Там обнаружили коробки с деньгами в конвертах (по 400 грн), патроны, а также списки подкупленных избирателей. В «Укропе» утверждают, что машина принадлежит штабу Березенко. В «Блоке Петра Порошенко» от автомобиля открещиваются, а подобные обвинения называют провокациями Корбана.

Жаркая осень 2014-го

Внимание к округу №205 столь значительно потому, что больше у нас никого не выбирают. Это единственные довыборы, которые сейчас проходят в Украине. Потому на них все так сфокусировались, однако, если говорить о нарушениях, ничего нового, никаких сюрпризов. Разве что интересно следить за противостоянием Коломойского и Порошенко. Во время парламентских выборов 2014 года таких скандальных округов был не один десяток. Факты прямого и косвенного подкупа избирателей были зафиксированы на каждом третьем избирательном округе, утверждает генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. По его словам, 90% нарушений были со стороны кандидатов, баллотирующихся по мажоритарным округам.

На округах массово регистрировались однофамильцы. Например, в округе №154 (Ровенская обл.) бывший глава местной организации Партии регионов изменил фамилию и баллотировался под именем Олега Ляшко. Были также технические кандидаты, торговавшие местами в избиркомах. Мотивировали электорат и гривной. Тогда голос избирателя оценивали от 200 грн и выше. В частности, в Полтавской области платили 400-500 грн. Как видим, за год такса не особо поменялась. Покупали голоса избирателей также на округе №102 (Кировоградская обл.), где баллотировался и выиграл представитель молодой команды Черновецкого Олесь Довгий. Четыре факта такого подкупа расследовала милиция.

Как и сейчас в Чернигове, повсеместно раздавали продовольственные пайки, организовывали бесплатные концерты, строили детские площадки. Среди наиболее оригинальных способов подкупов избирателей стоит вспомнить бесплатные экскурсии по монастырям (округ №195), листовки на скидку в аптеку (№136). Фишкой 2014 года был пиар на войне. Кандидаты предоставляли материальную помощь семьям бойцов АТО, раненным и переселенцам. В целом, согласно данным КИУ, «мажоритарщики» должны были потратить на прямой и косвенный подкуп избирателей 1-3 млн долл. США. И это во времена, когда страна начала жить по-новому.

Парламентские выборы 2012 года прошли еще хуже. КИУ зафиксировал тогда рекордное количество подкупов избирателей. Представители гражданской сети «Опора» говорили о 366 случаях. Кроме денег, традиционной гречки и концертов, избирателям предлагали пополнение счета на мобильный, а также  скидку в 80% на катание на лыжах. Тогда же прославился столичный округ №223, где соревновались экс-нардеп Виктор Пилипишин и «свободовец» Юрий Левченко. Журналисты уголовной внешности намеревались повлиять на подсчет голосов. В окружной избирательной комиссии несколько раз завязывались потасовки, а также пытались устроить стрельбу.

Прочие выборы (не только парламентские) были ничем не лучше. Фальсификации в 2004 году спровоцировали Оранжевую революцию. А округ №100 в Кировограде вошел в политическую историю как символ беспредела. Там председатель теризбиркома прихватил с собой печать и сбежал вместе с 25 коллегами, а на одном участке вооруженные люди вывезли все бюллетени. Или, например, голосование за мэра Мукачево в 2004 году. Та избирательная кампания до сих пор считается эталоном грязных выборов в Украине. Там было все: скупка голосов, скандалы, драки, правки в протоколах избиркомов и т. п.

Преступление без наказания

Каждые выборы в Украине имеют привкус грязи. И этому есть простое объяснение: организаторы фальсификаций и подкупа избирателей не боятся наказания. Страдают мелкие винтики, да и то не часто – больше отделываются испугом. Например, выборы 2012 года. Как уже упоминалось, на них зафиксировали рекордное количество нарушений. Только случаев с подкупов избирателей было как минимум 366. Генеральная прокуратура насчитала 94, но возбудила уголовные дела лишь по пяти. Согласитесь, как-то слабовато для самых плохих выборов.

В 2014 году число возбужденных уголовных дел было больше. Как отчитывался в конце октября глава МВД Арсений Аваков, открыли 400 уголовных производств. «Есть уже арестованные нами на два месяца, и я думаю, что это будут длинные сроки», — говорил министр. Правда, чем закончились эти дела, Аваков так и не сообщил. По данным гражданской сети «Опора», всего было открыто 291 уголовное производство. 37 касались подкупа избирателей. По состоянию на конец июня 2015 года, лишь 13 дел завершились направлением обвинительных актов в суды – это 5% от общего числа. Причем никто за преступления в тюрьму не сел. В половине случаев нарушители признавали свою вину и отделывались условными сроками. Если уж совсем не повезло, приходилось платить штраф — 5,1 тыс. грн. Львиная доля дел – 222 уголовных производства (76%) – закрылись без обращения в суд.

Меры, ужесточавшие ответственность за нарушения во время избирательного процесса, не сработали. Напомним, в октябре 2014 года за неделю до выборов ввели наказание за продажу и покупку голосов. Штрафы за это нарушение составили от 1,7 до 5,1 тыс. грн. Кроме того, преступление каралось исправительными работами или тюремными сроками в 2-3 года. Почему эти меры не помогли? Возможно, потому что сама система вознаграждения построена достаточно хитро. Ведь различные блага раздает не кандидат, а его благотворительный фонд, к которому тот на бумаге не имеет никакого отношения. Доказать вину баллотирующегося практически невозможно. Избирателя поймать за руку также сложно. Существуют целые сети, пирамиды со своими сотниками и десятниками, которые проводят работу с целевой аудиторией. Такие себе закрытые клубы.

Избирательная кампания на округе №205 в Чернигове – лучшее свидетельство безнаказанности. Есть люди Корбана, палатки «Укропа» и тысячи избирателей, которые совершенно бесплатно получают еду от кандидата, но суд не видит в этом никаких нарушений. Ни со стороны раздающих, ни со стороны берущих. Так, 21 июля Черниговский окружной админсуд не счел подкупом избирателей раздачу пайков и обедов, мол, недостаточно доказательств.

Такое решение лишь поощряет политиков и дальше кормить избирателя гречкой в обмен на его голос. Очевидно, эта практика будет применяться и на следующих местных выборах. В КИУ уже спрогнозировали, что избирательная кампания будет сопровождаться массовым подкупом избирателей. «Практика прошлых лет показала, что проще купить голоса избирателей, чем провести полноценную избирательную кампанию», — отметил гендиректор КИУ Алексей Кошель. На будущих выборах будет идти соревнование, кто больше задобрит избирателя, а не война смыслов или идеологий. Такое положение дел устраивает обе стороны. Развращенный предыдущими кампаниями рядовой избиратель традиционно ожидает подачку от кандидата, политику же проще выделить некую сумму, чем заморачиваться серьезными вещами. Все довольны. И разорвать эту порочную связь не получается никак.