Попытка вывести на улицы людей 15 ноября не прошла по ряду причин. И самая главная – отсутствие сакрально-обозначенного цивилизационного врага. И первый, и второй Майданы проходили под генерирующим лозунгом «Прочь от России». Формальные поводы могли быть разными.

Минималка против тарифов: удастся ли сдержать протестные настроения украинцев?

Первый Майдан возник как движение за пересчет голосов. Но сторонники Майдана как раз были за «проевропейского» Ющенко и против «пророссийского» Януковича. Второй Майдан вывел ту же самую по самоидентификации группу людей, стоявшую за «евроассоциацию» и против «пророссийского курса». Иными словами, базовым посылом всех майданов был месседж анти-России, которая воспринимается однозначно врагом, и против сторонников которой и следует устраивать стояния.

События 2014 года – потеря Крыма и война на Донбассе – демонтировали всю старую политтехнологическую систему Украины, по которой все избиратели были условно поделены на «прозападных» и «пророссийских». Доминирующее положение в политической элите, в том числе и условно оппозиционной, имеют теперь исключительно ставленники Майдана. Более того, Петр Порошенко сам является полноценным продуктом Майдана-2. Вывести против Порошенко массово людей возможно только в том случае, если он в глазах сторонников второго Майдана потеряет элемент доверия, а проще говоря, сделает какую-то «лютую зраду». Теоретически такой «зрадой» могло бы стать выполнение Минских соглашений, но как раз в АП за этим четко следят и делают все возможное, чтобы ничего не выполнялось. Во всем остальном Порошенко ничем не отличается от Тимошенко, кроме того, что оказался чуть более ушлым и юрким, а потому первым занял самое теплое место.

Кремлевские агенты

Собственно, все эти расклады отлично понимают как в окружении Петра Порошенко, так и в штабе Юлии Тимошенко. Электоральная база у обоих одна и та же, основные мессежди используют одинаковые. На стороне Юлии Владимировны только оппозиционность и возможность бить больно словом по темам тарифов, кризиса в промпроизводстве, непрекращающихся боевых действий на востоке, инфляции и прочих бед власти. Зато на стороне Петра Алексеевича мощный административный ресурс, который при всей внешней шаткости власти очень уверенно используется.


На данном этапе команды Порошенко и Тимошенко активно обвиняют друг друга в работе на Кремль. Пластинка заезженная, утомительная, чертовски надоедливая, но беда в том, что пока что в музыкальный магазин ничего нового не завезли. А потому и Петру Алексеевичу, и Юлии Владимировне приходится окучивать свои электоральные поля зеркальными месседжами, убеждая избирателя, что именно его (ее) оппонент работает на Путина.


Но в тактическом плане Юлия Владимировна однозначно проиграла. Во-первых, «палево» с проплаченными активистами 15 ноября смотрелось совсем уж в стилистике экс-регионалов. К тому же 6-тысячная массовка для первой затравки – это все же скромно. А во-вторых, Тимошенко снова погорела на мелочевке в Верховной Раде, когда сначала дала задний ход, опровергая, что собиралась протолкнуть через «радикала»-старика Юрия Шухевича постановление об импичменте Порошенко, а затем к ее имени еще и привязали некоего охранника-драчуна из окружения Виктора Медведчука.

Грузинский орел расправил крылья: почему и куда ушел Саакашвили

Но и Порошенко, одержав локальную победу, по итогам оголил все свои тыловые резервы. Теперь уже предельно понятно, что и фракция «Самопомощи» с тихоней-мэром Андреем Садовым, и истеричный Олег Ляшко – это младшие (очень младшие) партнеры Петра Алексеевича. Сейчас они синхронно работают на нейтрализацию Тимошенко и отчасти Саакашвили, но в будущем такая показная лояльность президенту не даст возможность в рамках данного парламента разрешить назревающий острый политический кризис.

Висты Юли

Но что характерно, Тимошенко ведь не проиграла стратегически. Да, Майдан-3 не состоялся. Но он объективно и не мог состояться 15 ноября 2016 года. Социальное недовольство и ропот – это еще не революционное состояние. Зато Тимошенко, в отличие от остальных, обозначила, что на данный момент она – та единственная политическая альтернатива Порошенко, о которой все говорят, но которую нигде не видят.


В среднесрочной перспективе для Тимошенко все складывается очень удачно. Ее рейтинг растет, вместе с ним и тарифы на ЖКХ, а также недовольство в социуме. И то, что силовикам физически удалось не допустить установление на Майдане палаток, принципиально не разрешает главного вопроса, с которого Тимошенко успешно электорально питается – украинское государство в экономическом плане остается крайне неэффективным. И уже сейчас у Петра Алексеевича относительно Юлии Владимировны появляются те же самые вопросы, когда-то возникавшие у Виктора Федоровича.


Однозначно в сложившейся ситуации Тимошенко нужны досрочные выборы. Это тот механизм, который позволит ее электоральные успехи закрепить во что-то материально-осязаемое. То, что можно потрогать через высокие должности и министерские портфели. За одно Юлия Тимошенко жаждет расквитаться с «фронтовиками», которых и Порошенко особо не жалко.

Другое дело, что сейчас нет абсолютно никаких законных предпосылок для проведения досрочных выборов. Нет ни желания президента распускать ВР, ни, тем более, желания самих депутатов самоликвидироваться, 80% из которых в следующий созыв точно не попадут. Правда, есть еще фактор улицы, которая в украинских условиях более чем не предсказуема. Вот только многомесячного стояния на майданах в нынешних условиях явление практически невозможное. На руках масса оружия, которое может применяться как против протестующих, так и против правоохранителей. Поэтому смена власти может быть очень быстрой. А это уже не нужно не только Петру Алексеевичу, но и Юлии Владимировне. А значит, будут договариваться. На двоих. Но сначала выборы, а потом стулья.

Тарас Петров