Непристойная демонстрация раскола в США по итогам саммита в Хельсинки

Во встрече Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки главным событием была не сама эта встреча. Изначально она рассматривалась и Трампом, и его оппонентами в США как инструмент борьбы друг с другом.

Хельсинки стали выездным театром американской внутриполитической схватки, которая обретает всё большую жёсткость и даже безрассудность.  А встреча лидеров США и России была важной и удачной декорацией для создания соответствующих смыслов.

Выиграл ли Путин?

Для Кремля важно было показать, что влияние России настолько велико, что с ним не могут не считаться ведущие державы, в том числе США. Но это Москва демонстрирует постоянно в течение многих лет, и встреча в Хельсинки не принесла России в этом смысле ничего качественно нового. Не были подписаны заявления, документы и т. п. Весь саммит оказался одним большим обменом мнениями – в разных форматах, в разных помещениях, с едой и без еды.

Критики президента Д.Трампа считают, что встреча в Хельсинки легитимизировала в политическом смысле президента обложенной санкциями России. Но это надуманное утверждение, поскольку санкции – только западные, а с В.Путиным проводили переговоры лидеры многих западных государств. Особенно стоит отметить неоднократные полномасштабные встречи с ним президента Франции Э.Макрона и канцлера Германии А.Меркель. Да и сам Трамп уже имел переговоры с Путиным.

Да, Кремль может преподносить россиянам в качестве успешности и сам факт полномасштабных переговоров, и слишком инициативное (как будто у себя дома) поведение президента РФ в начале совместной с Трампом пресс-конференции.

А в международно-политическом смысле саммит в Хельсинки не изменил для России ничего. Ну разве что ознаменовал собой новый виток внутриполитического обострения в самих США, который, однако, был запущен не В.Путиным, а американскими оппонентами президента Трампа.

Проиграл ли Трамп?

Если говорить об итогах встречи в разрезе тем, то ни по одной из них США не сделали даже маленькой уступки России. Если обобщить сказанное российским и американским президентами во время пресс-конференции, то Трамп поднял на переговорах все острые вопросы: возможное вмешательство РФ в выборы в США, ситуацию в Сирии и вокруг неё (включая иранское военное присутствие), ракетно-ядерную программу Ирана, КНДР, украинскую проблематику (аннексия Крыма, ситуация на Донбассе, Минский процесс, «Северный поток-2»).

В чём «проиграл» президент Д.Трамп президенту В.Путину, это в персональном и командном политическом «зачёте». И тот, и другой – бойцы по своему складу.

Но все заметили тот существенный контраст между политическим и интеллектуальным уровнем Путина с его командой с одной стороны и уровнем Трампа с его командой — с другой стороны.

На пресс-конференции Дональд Трамп, пребывающий полтора года в президентской должности, смотрелся слабее на фоне бывшего кадрового разведчика, дважды премьер-министра и четырежды президента Владимира Путина. У них несопоставимый уровень политической и государственно-управленческой компетенции, а также навыков, присущих этой сфере деятельности.

Кроме того, у Путина работает слаженная команда. А вот команда Трампа таковой не является, поскольку даже его советники и госсекретарь – во многом придерживаются позиций, которые исповедуют противники президента.

Если Россия на саммите в Хельсинки была представлена монолитной командой, то США были представлены аж тремя (минимум) группами:

  • сам Д.Трамп с безусловно лояльной к нему частью команды;
  • часть команды (М.Помпео, Д.Болтон и т. д.), которая лавирует между президентом и его оппонентами;
  • оппоненты Трампа (в Хельсинки были представлены в виде американских СМИ, атаковавших своего президента во время пресс-конференции).

В плену скандалов и выборов

Как и прогнозировалось, для Д.Трампа саммит был элементом внутриполитической борьбы, которая приближается к важному рубежу – частичным выборам в Конгресс в ноябре этого года. С помощью встречи с Путиным президент США демонстрировал своим оппонентам, что он стал безразличным ко всем этим расследованиям связей с РФ. Кроме того, встреча с российским президентом могла бы быть преподнесена избирателям как ещё один внешнеполитический успех Трампа, как это было по итогам встречи с лидером КНДР в Сингапуре.

Оппоненты президента США тоже готовились ко встрече в Хельсинки, рассчитывая нанести с помощью этой встречи политический удар по Д.Трампу. Об этом свидетельствует история о 12-ти российских агентах, всплывшая накануне саммита в Финляндии, и ещё целый ряд неоднозначных событий (включая новый эпизод с «Новичком»). Ясно, что Трампа оппоненты заранее пытались загнать в крайне неприятную для него позицию.

Но главный удар по нему был нанесён после переговоров: благодаря вопросам и пассажам, прозвучавшим от американских СМИ, пресс-конференция выглядела как жаркое выяснение отношений между Трампом и его оппонентами. Хельсинки стали выездным эпизодом внутриполитической схватки в США.

Американские СМИ использовали слова, сказанные Путиным, чтобы атаковать американского президента. То есть, они атаковали не президента России, а своего президента.

И при этом, используя сказанное Путиным, помогали тому манипулировать американским внутриполитическим противостоянием. Президент России при этом выяснении отношений в Хельсинки присутствовал в качестве зрителя.

Именно американские СМИ нанесли удар по США, предоставив Путину возможность вставить свои «5 копеек». И тот сделал это умело, подыграв и Трампу, и его оппонентам одновременно.

путин

Главные итоги

1) Встреча Д.Трампа и В.Путина в Финляндии вывела внутриполитическую борьбу в США на новый качественный уровень.

2) У США внешняя политика – это инструмент внутриполитической борьбы в разделённой стране.

Состоялись переговоры Украина – Венгрия: о чем лукавит Климкин

3) Путин не выиграл, Россия не выиграла. Трамп не выиграл, его оппоненты не выиграли. Но США проиграли как государство, потому что проигравшими их назначили американские СМИ и политики, безоглядно увлёкшиеся борьбой с Трампом.

Владимир Воля, эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики, специально для «Политеки», 18 июля 2018 года