Шиитский мир оказался разделенным между иранским и иракским религиозными лидерами
Казнь властями Саудовской Аравии шиитского проповедника и оппозиционера Нимра аль-Нимра не только оживила суннитско-шиитское противостояние, но и пролила свет на едва заметный раскол между самими шиитами, пишет Al-Monitor.
Реакция Ирана и его верховного лидера Али Хаменеи на смерть Нимра стала известна почти сразу после экзекуции. Хаменеи осудил решение саудовского суда, сказав, что «кровь мученика оставит свой след» на Саудовской Аравии. Как известно, после этого разъяренная толпа тегеранцев ворвалась в посольство этой арабской страны и разрушила его, дипломатам едва удалось скрыться от протестующих.
Между тем иракский духовный лидер Али Систани был менее резок в своих комментариях по поводу смерти Нимра. Он не стал призывать к мести или к чему-либо подобному. «Мы осуждаем этот свершившийся факт и выражаем свое соболезнование семьям погибших за большую утрату», – такими словами ограничился иракский богослов.
Рукотворная война, или Почему Эр-Рияд и Тегеран ищут повод для дракиДва великих аятоллы – самое высокое звание шиитских богословов, по-разному оценивают не только смерть аль-Нимра. Али Хаменеи и Али Систани являются двумя самыми великими на сегодняшний день шиитскими муджтахидами (богословами) в мире. Согласно шиитской доктрине, каждый мусульманин обязан следовать не только Корану (священной книге мусульман) и Сунне (предание, где излагается жизнь пророка Мухаммада, его высказывания, поступки, одобрения), но и так называемому религиозному ученому своего времени. Этот ученый должен быть обязательно живым, в случае его смерти шиит выбирает для себя другого богослова. В современном шиизме, кроме двух вышеназванных аятолл, есть и третий – Макаррем Ширази, однако он не столь популярен, как Хаменеи и Систани.
Оба они представители двух шиитских школ — наджафской (в Ираке) и кумской (в Иране). Хаменеи обладает большой властью, так как возглавляет шиитское государство, причем такое крупное по региональным меркам, как Иран. Он объявил себя защитником всех мусульман, в то время как Али Систани заявлял на встрече шиитов из стран Персидского залива, что он лишь «брат мусульман». «Не придавайте большого значения статусу и званиям людей», – сказал он тогда.
Систани и Хаменеи хотя и не являются открытым оппонентами, все же имеют разные позиции по ряду важных вопросов. Али Систани был кандидатом на получение Нобелевской премии за усилия по установлению мира в Ираке, Хаменеи же угрожает Израилю уничтожением и считает США главным врагом Ирана. Хотя оба богослова выходцы из Ирана, происхождение у них разное: Систани чистокровный перс, а Хаменеи иранский азербайджанец.
Интересно, что казненный проповедник, как и большинство шиитов Саудовской Аравии, был последователем Систани, говорит Мусса абу Хамсин, клерикал из Аравии.
«Эти люди не поддерживают революционный поход Али Хаменеи. Требования Нимра фокусировались на гражданских правах шиитского меньшинства. Шиитов Саудовской Аравии не обязательно следует считать вражески настроенными по отношению к саудовскому государству», – сказал он.
Издание утверждает, что Эр-Рияд должен использовать умеренные взгляды Систани и его авторитет среди шиитов для установления равных прав шиитского меньшинства. Со снятием санкций против Тегерана баланс сил в регионе может перейти на сторону Ирана. Для этого Саудовской Аравии необходимо использовать все возможности для интеграции шиитов в саудовское общество и для успешного противостояния влиянию извне.
Как сообщала Politeka, 2 января в Саудовской Аравии казнили 47 человек, обвиняемых в терроризме. Среди казненных был шиитский священник Нимр аль-Нимр. В тот же день пикетчики разгромили посольство Саудовской Аравии в Тегеране.
Несмотря на это, власти Саудовской Аравии отказались выдать тело казненного шиитского проповедника. Родственникам сообщили, что казненных в субботу людей уже похоронили на кладбище, название которого не указали. СМИ отмечают, что поскольку смерть Нимра аль-Нимра вызвала столь бурную реакцию шиитского сообщества, его похороны могли бы привести к еще большим беспорядкам.