За последнее полтора-два года угроза терроризма в мире резко возросла. До аннексии Россией Крыма и начала войны на Донбассе Украина крайне редко сталкивалась с терроризмом. Но в 2014 году  в Глобальном рейтинге терроризма, который ежегодно публикует Институт экономики и мира Сиднейского университета, Украина заняла 12 место, поднявшись сразу на 43 позиции. В 2014-м в Украине было зафиксировано 405 террористических актов, в результате которых погибло 665 человек, еще 515 были ранены.

«С 2000 до 2013 года от терроризма в Украине зафиксировано всего три смерти. В 2014 – 665 смертей. В большей степени смерти случились из-за обстрелов, осуществлявшихся «Донецкой Народной Республикой», в том числе из-за запуска ракеты земля-воздух по самолету Malaysia Airlines», – говорится в исследовании.

Укрощение России. Асимметричный удар

На государственном уровне борьба с терроризмом в Украине регламентируется законом Украины «О борьбе с терроризмом». Основные полномочия в этом вопросе возложены на СБУ. В этой работе также участвует МВД, Национальная полиция, министерство обороны и органы исполнительной власти, другие ведомства также могут привлекаться в случае необходимости. Украина также является страной, действующей в рамках Европейской конвенции о борьбе с терроризмом (1977), которая предусматривает выдачу подозреваемых в терроризме, Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (1997) и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В вопросе борьбы с терроризмом не лишним для Украины будет опыт других стран. По мнению эксперта по вопросам безопасности Сергея Шабовты, на первое место можно вынести израильский организационный и технический опыт по борьбе с терроризмом. По словам политолога Владимира Фесенко, на данный момент в Украине уже активно изучают опыт этой страны.

Израиль борется с проявлениями терроризма фактически со второго дня своего существования. В свое время страна пережила разные атаки не только в пограничных с Палестиной городах, но и в центре Тель-Авива и Иерусалима.

Против боевиков в Израиле действует разведка «Моссад», служба общей безопасности «Шабак», спецназ полиции и специальные подразделения армии. Козырем «Моссада» и «Шабака» является высокий уровень подготовки кадров и разветвленная агентурная сеть.

Война в Сирии будет продолжаться до последнего сирийца. Или пока не кончатся деньги

Одной из контртеррористических мер Израиля, учитывая многолетний конфликт с Палестиной, стало сооружение барьера безопасности, отделяющего Западный берег реки Иордан.

703-километровый пограничный барьер на 90% состоит из забора с 60-метровой полосой отчуждения и на 10% – из стены высотой до 8 метров. Израильские солдаты имеют приказ стрелять в любого, кто попытается преодолеть забор и полосу отчуждения. С момента завершения строительства барьера число терактов снизилось в разы.

Однако эксперты считают, что для Украины опыт сооружения защитного барьера неприменим.

По мнению Фесенко, вероятнее, что в случает замораживания конфликта будет применен усиленный контроль и специфический режим на границе с Россией и временно оккупированным Крымом .

«Нужно четко разделять, что угроза терроризма – это не только восточная проблема. Я уверен, что градус восточной проблемы изменится рано или поздно, а вот угрозы терроризма имеют международный характер, международный трафик наркотиков и то, что сама Украина стала сейчас одним из поставщиков незаконного оружия и многое другое. Это все создает колоссальный комплекс проблем, и их нельзя измерять только Востоком», – считает Сергей Шабовта.

По его мнению, Украине сейчас нужно создание мониторинговых систем, формирование высокой правовой культуры и дисциплины внутри страны. Здесь пригодится опыт США. Эта страна также показывает выдающиеся результаты в борьбе с террористами. Доктрина США сильно изменилась после терактов 11 сентября 2001 года.

Кремль снижает градус противостояния с Украиной: сирийское продолжение крымской диверсии

В частности, был принят так называемый «Патриотический акт» – «Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму». Это федеральный закон, который наделил полицию и правительство более широкими полномочиями по надзору за гражданами. В частности, он расширил права ФБР по прослушиванию и электронной слежке. Следует отметить, что многими это воспринимается как нарушение четвертой поправки к Конституции США, которая запрещает необоснованные обыски и задержания, а также требует, чтобы любые ордеры на обыск выдавались лишь судом при наличии достаточных оснований.

Особенно актуальным для Украины является мониторинг информационного пространства во избежание кибертерроризма, считает Фесенко. Более того, по его словам, США уже помогают с этим наблюдением Украине.

«Я думаю, что это одно из генеральных направлений, по которому во всем мире будут развиваться, потому что только усилием человеческого фактора, даже подготовкой спецподразделений, оснащением их новыми техническими средствами без глобального мониторинга борьба с терроризмом не будет эффективной», – говорит Шабовта.

По мнению эксперта, сам мониторинг будет опираться на ужесточение требований в первую очередь к паспортному режиму, усилению проверки подлинности документов во избежание случаев нелегального пересечения границ.

Напомним, что по данным СБУ к созданию и деятельности террористических организаций в Украине причастны 1628 человек.