Россияне привыкли к бедности, но продержаться не долго, уверяет эксперт
Об этом как сообщает Politeka, передает русская служба DW.
По сообщению издания, главным источником дополнительных доходов российского бюджета в 2016 году был так называемый «рядовой россиянин».
Государство аккуратно залезало к нему в карман так, чтобы он не сразу заметил, что его обобрали.
Россияне назвали самые острые проблемы страны: в топе рост цен, бедность и безработицаРазговоры о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая сильно ударит по так называемому «среднему классу», еще только идут, зато у него уже отобрали накопительную часть пенсии.
В России повсеместно растут цены на проезд в общественном транспорте, но если в Санкт-Петербурге идет вялый протест, то в большинстве городов, включая Москву, молчат. Российская столица не может вывести из социального анабиоза, передает DW.
Запрет на работу для большинства частных автотранспортных компаний, занимавшихся так называемыми «маршрутками», и повышение цен на парковку в центре города до 200 рублей в час также не привело к протестам в Москве.
Россияне молчат из-за повышения акцизов на алкоголь, бензин и табак. Власти решили на 10 градусов снизить нормативы по температуре воды в многоквартирных домах. Скоро по всей стране снизится на 10 градусов температура воды, текущая из «горячего» крана.
Казалось бы, поводов для общественного возмущения предостаточно, но россияне молчат. Напротив, социологи свидетельствуют, что кривая поддержки властей только растет.
По словам российского политолога Ивана Преображенского, парадокс молчания заключается в том, что у граждан России иное отношение к бедности как к социальному явлению.
«Дело Улюкаева», как предвестье четвертого срока Путина«Для среднего россиянина часто важнее, чтобы его телевизор, диван и, например, автомобиль были «не хуже чем у людей». Вопрос не в том, чтобы пересесть с «Мерседеса» на «Волгу», а в том, чтобы все соседи или коллеги по работе в этом случае ездили бы на «Жигулях». Поэтому для многих довольно равномерно снижающийся в целом по стране уровень благосостояния проблемы не составляет», – говорит Преображенский.
По словам эксперта, вторая причина отсутствия протестов — это привычка к бедности. За последние два года россияне вновь столкнулись со снижением уровня доходов, но люди стараются не менять ситуацию, а приспосабливаться к ней.
«Как не было революций в начале 1990-х, когда уровень жизни в России стремительно продолжал снижаться после распада СССР, так и сейчас люди нацелены на то, чтобы приспособиться к происходящему, а не противостоять ему», – считает Преображенский.
По мере привыкания к бедности, у россиян на первый план выходит не качество продуктов или цена, а его дешевизна.
«Эту модель можно назвать «моделью выживания». И в рамках этой схемы поведения российское общество может прожить еще как минимум 3-5 лет. Ведь «модель выживания» эффективна до тех пор, пока перераспределение расходов домохозяйств будет позволять россиянам оплачивать коммунальные платежи и покупать минимальный набор продуктов питания», – заключает эксперт.