Мнения НАБУ и генерального прокурора Юрия Луценко в вопросе создания антикоррупционных палат разошлись
Так, в НАБУ убеждены, что создание антикоррупционных палат не только не решит проблему отсутствия приговоров по топ-коррупционерам, но и усугубит ее. Антикоррупционщики считают, что альтернативы созданию антикоррупционных судов не существует.
Почему Добкин еще на свободе: Луценко сообщил о загвоздкеВ НАБУ считают, что «в СМИ и в среде международных партнеров Украины отдельными депутатами и чиновниками целенаправленно распространяется мнение, что, якобы, создание отдельного антикоррупционного суда является неоправданным, затратным и длительным процессом. В качестве альтернативы противники антикорсуда предлагают создать антикоррупционные палаты при существующих судах общей юрисдикции».
«Создание антикоррупционных палат не только не решит проблему отсутствия приговоров по топ-коррупционеров, но и углубит ее. По имеющимся данным, сейчас в судах первой инстанции не хватает более 2500 судей. Если суды первой инстанции на сегодняшний день не в состоянии обеспечить формирование коллегии из трех следственных судей для рассмотрения дел, переданных НАБУ, непонятно, каким образом они смогут сформировать отдельные антикоррупционные палаты. Неясно также, каким образом будет обеспечен отбор в палаты профессиональных судей, незапятнанных коррупцией. Кроме того, при создании антикоррупционной специализации на уровне местных и апелляционных судов довольно высок риск появления традиционных местных коррупционных связей и «кланов», — говорится в заявлении НАБУ.
Там также напоминают, что создание специализированного антикоррупционного суда – одно из обязательств, которые Украина взяла на себя перед своими международными партнерами — Европейским Союзом и Международным валютным фондом.
При этом, по мнению генпрокура Юрия Луценко, на создание антикоррупционных палат понадобится меньше времени, чем на создание антикоррупционного суда.
«Я предлагал, как можно быстро и эффективно создать и запустить в работу антикоррупционные суды. Предлагал это сделать так, как это действует в большинстве стран Европы. При уголовном суде на всех его уровнях — районном, апелляционном и высшем — создаются специальные палаты по коррупционным делам высших должностных лиц», — сказал Луценко.
Он отметил, что технически такая возможность есть. Верховный суд такую идею, по его словам, поддерживает, и это можно будет сделать гораздо быстрее, чем создавать отдельный суд.
«Но есть одна особенность. Я настаиваю на том, чтобы эти антикоррупционные палаты избирались из числа новых судей под контролем общественности и по всем предусмотренным законодательством собеседованиям. Думаю, это можно сделать через три-четыре месяца после подписания соответствующего закона. К сожалению, этот законопроект до сих пор не рассмотрен. Но сегодняшнее заявление лидера Европейского Союза — обнадеживающий сигнал. Мы можем прекратить дебаты и начать действовать по согласованному с нашими западными партнерами пути. Это быстрее даст позитивный результат», — сказал он.
Вместе с тем, в бюро допустили, что заявление президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что Евросоюз считает достаточным создание специальной антикоррупционной палаты, является «следствием целенаправленной дезинформации».
Источник: Politeka
В новости использованы материалы LIGA.net