В СБУ рассказали о секретных архивах
Все документы периода 1917-1991 годов, освещающих деятельность ЧК-ДПУ-НКВД-МГБ-КГБ (Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, Государственное политическое управление, Народный комиссариат внутренних дел, Министерство государственной безопасности, Комитет государственной безопасности СССР), с 21 мая 2015 открыты для всех гражданин Украины.
Об этом заявил 37-летний Андрей Когут, директор Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины. Хранилище расположено на ул. Золотоворотской, 7 в Киеве.
Однако некоторые ведомости остаются тайной.
Поскольку во времена Виктора Януковича их засекретили под украинским грифами «Секретно» или «Совершенно секретно». По этим документам нужно провести длительную процедуру рассекречивания.
Наибольший массив архива — уголовные дела на репрессированных в 1920-1980-х годах деятелей украинской культуры, политиков. В Киеве таких более 100 тыс. человек. Это — дела Юрия Тютюнника, Сергея Ефремова, Николая Кулиша, Василия Стуса, Вячеслава Чорновила.
Интересное дело под шифром «Весна». Состоит из 3449 томов, по ней проходят тысячи человек, в основном военных командиров Рабоче-крестьянской красной армии, которые были так называемыми «бывшими людьми». То есть начинали службу еще в царской армии. 328 фигурантов дела приговорены к смертной казни или заключению. Толчком для дела стало частное письмо, которое прочитал особый отдел 21-й дивизии. По мнению чекистов, он носил выразительный «антисоветский характер» и свидетельствовал о существовании в Конотопской округе повстанческой организации. Это дело является ярким свидетельством репрессий большевистского режима против красной армии.
Есть дела репрессированных, но до сих пор не реабилитированных работников советских спецслужб.
А вот российские СМИ тиражируют мнение о сотрудничестве украинцев с немецкими оккупантами. Мол, военнопленных и евреев в Бабьем Яру расстреливали полицаи-украинцы.
«Во Вторую мировую войны немцы создавали вспомогательные полицейские подразделения во всех оккупированных странах и республиках бывшего СССР. Украина не стала исключением. Оккупанты набирали полицейских среди военнопленных, местного населения. Не только украинцев. Среди них были и русские, белорусы, представители других национальностей, проживавших тогда в СССР. В полицию шли не только «бывшие петлюровцы и буржуазные националисты», как это утверждала большевистская пропаганда, но и представители советской власти. Например, вчерашние милиционеры», — подытожил Когут.
Напомним, на Тернопольщине открыли музей под открытым небом, приурочив к 75-й годовщине основания УПА.
Источник: «Gazeta.ua«