Украинцам предлагают улучшить сервис и более жестко контролировать санитарию в общепите

Госпродпотребслужба 27 декабря 2018 года приняла в работу критерии рисковости, согласно которым будет проверять пищевой бизнес и смежные отрасли в 2019 году.

В отечественных реалиях безопасность граждан от отравлений не гарантирована, говорят эксперты, ведь системных наказаний за нарушения не предусмотрены. Но в целом – оценивают новшество позитивно.

Как и в сфере деятельности других контрольных служб, здесь также применен рискоориентированный подход. Баллы рисковости начисляются за отдельные нарушения, наличие жалоб населения и сферы деятельности:

за поставки питьевой воды свыше 100 тыс. лиц — 41 балл,

от 20 тыс. до 100 тыс. лиц — 21 балл,

до 20 тыс. лиц — 10 баллов,

за обслуживание учебных заведений — 41 балл,

детских санаториев — 41 балл,

взрослых санаториев — 10 баллов,

за обслуживание общепита — 10 баллов,

салонов и спортзалов — 5 баллов,

торговых точек — 5 баллов,

за случаи кишечных инфекций и смерти человека — 20 баллов,

нарушение санитарного законодательства — 15 баллов,

неполное исправление нарушений — 6 баллов,

наличие обоснованных жалоб населения — 5 баллов и т. д.

Критерии для пищевиков, согласно которым оцениваются санитарные и эпидемические риски от ведения хозяйственной деятельности предприятия, определяют сроки плановых проверок пищевыми контролерами бизнеса с точки зрения его потенциальной угрозы населению.

уличная еда

Также теперь контролеры будут суммировать баллы рисковости и на основе этого присваивать субъекту хозяйствования степень риска по принципу:

от 41 до 100 баллов — высокая степень. Проверка раз в два года,

от 21 до 40 баллов — средняя. Проверка раз в три года,

от 0 до 20 баллов — незначительная. Проверка раз в пять лет.

На дне озера обнаружили огромный дворец: находка ждала 3000 лет, фото

Данный принцип касается только плановых проверок, внеплановые могут проходить чаще или не проводиться вообще. Есть и бонусы для заведений-хорошистов: если на предприятии со средней степенью риска в течение последних 6 лет (а с незначительной степенью риска — в течение 10 лет) не было обнаружено нарушений как плановыми, так и внеплановыми проверками, то цикличность следующих плановых проверок умножается на коэффициент 1,5.

Например, если компания доставляет питьевую воду более 20 тыс. человек, то сразу получает 21 балл риска, что означает среднюю степень рисковости. Если в течение 6 лет она не имела нарушений (то есть прошло две плановые проверки), то следующая проверка придет только через 4,5 года (3х1,5). Предприятие же, которое поставляет воду менее 20 тыс. клиентам, получает 10 баллов риска, и после 10 лет безупречной работы может рассчитывать на проверку не ранее, чем через 7,5 лет:

«Подобных критериев Госпродпотребслужбы для проверок бизнеса ранее не было, они разработаны, чтобы определить периодичность плановых проверок. Как это определяют, например, критерии рисковости налогоплательщиков при проверках ГФС. Теперь правила становятся прозрачными — всем становится понятно, когда и почему придут с проверкой. Поэтому ни о каком давлении на бизнес не может идти и речи», — отметил директор отечественной ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

тарелка-еда-яйцо

При этом, бизнес не доверяет нормативам и удивляется, как можно контролировать безопасность в такой специфической сфере, как продуктовая, с помощью плановых проверок:

«Не понимаю, как можно риски контролировать при помощи плановых проверок — риски либо есть, либо их нет. И в сфере общепита риски нужно контролировать постоянно. А так не выигрывает, ни потребитель, ни производитель. Действительно должны быть штрафы за нарушения в сфере торговли водкой, мясом, рыбой, скоропортящимися продуктами. Но ситуацию в целом это не исправит. На рынке должны работать стандарты, чтобы порченная продукция просто не попала на рынок», — отметил глава одной из ассоциаций собственников бизнеса Руслан Соболь.

Специалисты также отмечают, что критерии рисковости оказываются бессильны и в случае попадания на рынок фальсификата, когда подпольные цеха выпускают продукцию по липовым сертификатам, «позаимствованным» у честных предприятий, которые их выдали на свою продукцию. Потом же эти сертификаты подкладываются под фальсификат, которые реализуется на рынке.

«Бизнес жалуется, что приходят проверки за фальсификат, произведенный подпольными предприятиями, которые вообще не регистрируют свою деятельность. Производят, например, копченую рыбу подпольно и продают ее под чужими документами. Рискоориентированный подход при проверке Госпродпотребслужбы бизнесу не угрожает, но, возможно, не будет так же эффективен, как в Европейском Союзе», — заключил заместитель председателя правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик.

Напомним, в результате отравления в детском лагере «Орленок» у 60 пострадавших диагностировали дизентерию.

Как писала Politeka, украинка шокировала фото, где лечат ее внучку — инфекционная больница больше похожа рассадник инфекций.

Как сообщалось ранее, на Ивано-Франковщине массово госпитализированы дети.

Источник: ubr.ua