В Германии найти работу станет несколько проще: новый закон имеет тенденцию поощрения трудовой миграции из Восточной Европы, однако и там есть подводные камни
В начале недели Германия приняла долгожданный закон об иммиграции, который будет иметь большие последствия для стран Восточной Европы и будущего развития немецкого рынка труда, пишет Хвыля.
Он упрощает процедуру получения иммигрантами трудовых виз, а также расширяет для них возможности переехать в ФРГ и найти здесь работу. Закон долго обсуждался в высоких кабинетах Берлина.
Партии-партнеры по коалиции пытались достичь компромисса, не отдавая своих позиций по миграционной политики. Время для принятия закона об иммиграции довольно рискованный — немецкие власти как раз находится под шквалом критики из-за неопределенности относительно миграционной политики, а ее оппоненты только и ждут, чтобы правительство сделало ошибку.Тем не менее, канцлер ФРГ Ангела Меркель все-таки решила пойти на этот риск, ведь от этого зависит будущее экономики страны и ее социальной модели.
По подсчетам немецкого Федерального агентства труда, каждое второе рабочее место в стране занято иностранцем. На момент сентября этого года, в Германии уже зарегистрированы 1500000. Трудовых мигрантов из стран Восточной Европы.
Среди них 422 000 поляков и 349 000 румын. Еще 614 000 трудоустроенных иностранцев — граждане Греции, Испании, Италии и Португалии. Среди трудовых мигрантов немало и украинский.
Такое огромное количество иностранцев, которые обслуживают немецкую социально-экономическую машину, объясняется демографическим кризисом, в котором оказалась вся Европа. Начиная с 1980-х годов на фоне становления нового научно-технологического уклада, перехода от одной мировой системы к другой и общего подъема уровня жизни в европейских странах, население на континенте начало уменьшаться.
Старение нации, увеличение продолжительности жизни, миграционное давление и снижение уровня рождаемости во многих странах Европы привело к демографическому кризису. С каждым годом количество молодого трудоспособного населения уменьшалась, зато росло число пенсионеров. Это заставило многие страны открыть двери для мигрантов из других частей Европы и других регионов мира. Прежде всего, это касалось постсоветского пространства,
Демографический кризис, а с ней и кризис самой либерально-демократической системы, очень ярко проявилась в Германии в течение последних 8-10 лет, когда традиционный политический ландшафт начал меняться под давлением глобальных трансформаций и подъем альтернативных анти-глобалистских сил.
Пока старые послевоенные либеральные элиты культивировали политику «открытых дверей» и упрощение миграционного законодательства для заполнения «дыр» на рынке труда, их оппоненты из числа национал-популистов использовали эту тему для продвижения своих взглядов, основанных на идеях национал-консерватизма, анти-глобализма и антилиберализму. Выборы 2017 в ФРГ окончательно показали этот раскол.
Тем не менее, несмотря на политическую потасовку на выборах, необходимость стабилизировать демографический баланс и решать вопрос нехватки трудовых ресурсов все равно преследует правящие круги, даже оппозиционные.
Закон об иммиграции, который приняли на днях, является компромиссом политиков о том, как преодолеть кризис, но при этом не открывая двери для мигрантов из Ближнего Востока и Африки. Немецкое миграционное законодательство является одним из самых легких для иммигрантов с высоким уровнем образования.
Получить немецкую трудовую визу гораздо легче, чем британскую, канадскую или австралийскую или даже французский. Немало беженцев с востока, собственно, пользовались этим, чтобы с легкостью въехать в ФРГ во время миграционной кризиса 2014-2015 годов.
Новый закон об иммиграции, подготовленный Министерством внутренних дел во главе с Хорстом Зеехофер, добавил новые критерии отбора иностранцев на работу.
Теперь, они должны не только подтвердить свою квалификацию в Германии, но и знать немецкий язык. Однако с другой стороны, кроме усиления критериев, законодательство облегчили для иммигрантов среднего уровня образования.
Это как раз та категория людей, которые необходимы для немецкой экономики: воспитатели детских садов, медсестры, строители, электрики и т.
По данным МВД, они составляют сейчас около 60% немецкого рынка труда. Закон также сосредоточен на точечный поиск квалифицированных рабочих из-за рубежа. Человек, желающий трудоустроиться в Германии, получит визу после того, как заполнит анкету со своим резюме, получит приглашение от работодателя и будет утверждена компанией.
Кроме того, закон об иммиграции не распространяется на беженцев. Это явная уступка правительства Меркель своим консервативным партнерам по коалиции — Христианско-социальный союз, а также консервативном крылу партии самой канцлера. Закон облегчил для Германии процесс привлечения трудовых ресурсов из стран Восточной Европы, где существует большое количество молодых специалистов среднего звена — те, кто нужен немецкой машине на нынешнем этапе ее развития.
Закон стал личной политической победой для Ангелы Меркель и ее шаткого коалиционного альянса. Она сумела вырвать от своих партнеров необходим для политической стабильности компромисс, и вместе с этим сумела избежать непопулярных шагов по облегчению иммиграции для беженцев и обезопасила себя от шквала критики со стороны оппозиции. Кроме того, закон поможет Германии выйти из демографического кризиса в стратегической перспективе, абсорбируя все больше мигрантов с востока. Для страны, которая является локомотивом развития всего Евросоюза стабильность экономики является первым приоритетом.
Однако утверждения нового закона — плохая новость для стран Восточной Европы. Германия включает свой «пылесос» и будет с удвоенной силой высасывать трудовые ресурсы государств, которые сами страдают от нехватки рабочей силы и старения нации. Более того, открытие немецкого рынка именно для рабочих среднего уровня образования — инженеров, строителей, медсестер — еще больше ухудшит ситуацию в Восточной Европе, где этих самых рабочих уже НЕ недостаточно. Особенно тяжелым удар будет по Венгрии, Румынии, Польше и Словакии.
Однако это плохие новости и для Украины, ведь здесь так же наблюдается острая нехватка квалифицированной рабочей силы, а молодое трудоспособное население массово выезжает заграницу в течение последних 20 лет. Украина уже сейчас страдает от нехватки рабочей силы из-за того, что значительная часть Украинской предпочитают соседним Польше, Словакии, странам Балтии и Румынии. Многие граждане Украины выезжают и в Западную Европу, а также в Италию, Испанию и Грецию. А количество желающих получить «грин-кард» в США в этом году побило все рекорды.
Теперь, когда Германия откроет еще и свой рынок для украинского, это станет мощным ударом по рынку труда в Украине и ее демографии. Это стратегическая угроза национальным интересам Украины и ее экономическому развитию. Чем больше людей, способных продуцировать добавленную стоимость, выезжать за границу, тем более уязвимой станет вся социальная система в Украине. Демографический кризис, на мой взгляд, один из самых больших вызовов для Украины в последние десятилетия.
В таких условиях, Украине следует сосредоточить свое внимание (политическую, дипломатическую и медийную) на проблемах демографии и миграции.
Необходимо искать пути сдерживания потоков мигрантов за границу из-за повышения эффективности государственных институтов, привлечения инвестиций, создания рабочих мест, стабилизации экономики и поддержания малого и среднего бизнеса с целью его поощрения и в дальнейшем развиваться в Украине.
К сожалению, пока основной информационный дискурс в Украине циркулирует только вокруг духовно-гуманитарных и культурных вопросов, таких как язык, история и религия. Если демографическая тенденция продолжится, то очень скоро в Украине просто некому будет разговаривать на украинском или изучать историю.
Напомним, украинцев за границей настигли новые проблемы.
Как сообщала Politeka, украинцы массово бегут в Россию, цифры впечатляют.
Также Politeka писала, что украинцы заплатят за заробитчан дорогую цену.