О подорожании электроэнергии

Тарифы на электроэнергию будут повышать в два этапа: с 1 января на 9,5%, с 31 апреля еще на 6,1%. Почему на сколько? Существует методика, по которой определяется стоимость электроэнергии на оптовом рынке. Если есть методика, то, наверное, ее можно назвать экономически обоснованной. Всегда будет повышение. В этой методике обязательно будет зашит курс национальной валюты, то есть девальвационная составляющая, и все затраты энергогенерирующих, энергораспределяющих компаний, поставщиков, то есть инфляционная составляющая. Если учесть, что у нас всегда будет инфляция и девальвация, то это означает, что у нас всегда будут повышаться тарифы на все энергоносители.

Говорили, что выравнивание цен для населения и бизнеса уберет коррупционную составляющую. Сейчас для бизнеса цены выше. Здесь есть один нюанс. Он связан с тем, что правительство продолжает соперничать с Верховной Радой за популярность. Хотя их популярность стремится к нулю, все равно они пытаются спорить, кто больше расскажет о плюшках для народа.

Если следовать методикам, которые заложил Кабинет Министров и Нацрегулятор, то у нас товары на энергетических рынках: электроэнергия, газ, тепло, нефтепродукты и т.д. — должны дорожать. Однако у нас существует только нефтепродуктовой рынок. Понятие «рынок» достаточно условное, потому что большинство цен и тарифов на этих условных рынках до сих пор регулирует государство. Государство в лице правительства определяет  порядок формирования цен и тарифов. Этот порядок свидетельствует о том, что тарифы нужно повышать каждый квартал. Интересы лиц, которые сейчас руководят государством, правительством, иногда преобладают. Тогда появляются такие заявления, как, например, премьер-министра Владимира Гройсмана накануне действующего отопительного сезона, что тарифы на газ для населения повышаться не будут. Это заявление противоречит подписанному им же постановлению, которое определяет, что цены на газ для населения, промышленных потребителей будут одинаковыми, они должны определяться по четко установленной методике. Оказывается, что ради популизма, попытки хоть как-то улучшить собственный имидж или имидж возглавляемого органа можно отступить от некоторых требований рынка. Если чуть ослабить, сказать, что определенными требованиями можно пренебречь — так можно снова прийти к тому состоянию, в котором находились все энергетические рынки, которые не в состоянии самостоятельно сформировать цену, которая устраивала бы и покупателя, и производителя.

Что же делать? Ведь в таком случае у нас всегда будут поднимать цены, а компании и поставщики будут говорить, что у нас тарифы экономически необоснованные. Нужно сделать эти тарифы не только такими, которые стимулируют потребителей к сокращению потребления, то есть высокими, но и такими, чтобы они стимулировали производителей, поставщиков, компании, которые распределяют энергоресурсы, к сокращению собственных затрат.

Сейчас не все украинцы могут покупать энергоносители в привычных объемах. У нас все затраты энергокомпаний-монополистов перекладываются на потребителей. Поскольку эти затраты растут из-за инфляции, девальвации, они постоянно будут расти, будут и потери энергоносителей из-за износа сети. Этот процесс бесконечный.

Подорожание электроэнергии: как олигархи планируют обогатиться

Поговаривают, что рынок электроэнергии монополизирован и именно под Рината Ахметова подняли тариф. Однако Антимонопольный комитет не заметил монополии. Его решение доступно, то есть можно ознакомиться со всеми расчетами. Нет злоупотребления монопольным положением на тех рынках, где присутствует ДТЭК Ахметова.

Согласно украинскому законодательству, само наличие монопольного положения не является преступлением, преступлением является злоупотребление этим положением, которое привело к негативным последствиям. Пока злоупотребление компанией монопольным положением не установлено.

Невсе так плохо, как говорят. Можно во всем винить Ахметова, говорить, что он ничего не делает, но если сравнить шахты ДТЭК с государственными, то мы увидим, сколько денег было вложено в развитие добывающей части бизнеса этой группы компаний.

Об идеологических тарифах

Относительно рынка нефтепродуктов, там другой фактор не позволил розничной цене упасть. Это из-за курса гривны. 85% нефтепродуктов сейчас завозится, то есть их покупают за доллары и евро. Когда нефть в три раза подешевела, за тот же период гривна упала втрое — с 12 до более 20. Это привело к тому, что украинские потребители топлива не ощутили этого эффекта.

Когда дешевел газ, ситуация была немножко другая. В структуре конечной цены газа для потребителей, как ни странно, стоимость газа значительно меньше 50%. Затраты компаний по поставке газа конечному потребителю превышают стоимость самого ресурса. Были сообщения относительно удешевления газа на несколько процентов для населения. Но это удешевление было настолько незначительно, что его не почувствовали граждане, а в период роста, следовавшем за удешевлением, съедался весь возможный эффект.

Пока у нас тарифы будут определяться идеологически, по формуле затраты компании плюс прибыль компании, а не будут стимулировать компании к сокращению затрат, потребитель не будет чувствовать снижение стоимости энергоносителей на мировом или внутреннем рынке, потому что цена для него будет только расти.