Победоносное поражение

О том, что победы FN не видать, свидетельствовали опросы. В частности, в TNS-Sofres предсказывали неудачу политической силе Ле Пен. Однако результаты оказались гораздо драматичнее. Марин Ле Пен проиграла в Пикардии и Па-де-Кале, племянница лидера партии и внучка ее основателя Жан-Мари Ле Пена – Марион Марешаль Ле Пен потерпела поражение в Провансе и на Лазурном берегу. И таких примеров очень много.

Сенсационные результаты первого тура FN не смог конвертировать в окончательную победу. По многим причинам, но среди них можно выделить четыре.

Во-первых. На руку противникам ультраправых сыграла увеличившаяся явка избирателей. Во втором туре она составила более 60%, что на 10% больше, чем в первом. Как предполагают социологи и партийные функционеры, и правоцентристам, и социалистам удалось мобилизовать свой электорат. К урнам пришли те, кто обычно местные выборы игнорирует. Средний класс, а его во Франции довольно много, не хочет резких политических движений и всегда выступает против крайних радикалов. Хоть левых, хоть правых.

Во-вторых. Руководство Социалистической партии (Parti Socialiste, PS) президента Франсуа Олланда решило снять своих кандидатов в двух важнейших регионах. Этот фактор позволил правоцентристу Ксавье Бертрану победить Марин Ле Пен. По этой же причине мэр Ниццы Кристиан Эстрози победил Марион Марешаль Ле Пен. Несмотря на то что его обвиняли в связях с мафией.

В-третьих. Против FN сработала административная реформа, проведенная президентом Олландом. Регионы были серьезно укрупнены. Многие политики и местные деятели были против реформы, но теперь все оценили результат таких изменений. В больших округах голоса в пользу FN оказались растянутыми по отдельным населенным пунктам. Точечный характер поддержки утонул в большей массе голосов.

В-четвертых. В программных документах FN и выступлениях лидеров партии было слишком много международной политики. Призывы расформировать Евросоюз или выйти из него, отказаться от евро и вернуться к франку не давали ответа на злободневные вопросы экономики. На местных выборах французов интересуют бытовые проблемы: дороги, школы, местные налоги, состояние медицинских учреждений. О мировых или на крайний случай общефранцузских проблемах они будут думать, когда подойдет время парламентских или президентских выборов.

В значительной мере это относится и к проблемам безопасности. Они всех волнуют, но решаются не на местном, а на государственном уровне. Поэтому муссирование ультраправыми проблемы терактов или наплыва беженцев не встретило понимания. Не в последнюю очередь это обусловило поражение Марин Ле Пен в северном департаменте, где фиксируется самый большой наплыв мигрантов.

Урок для социалистов

После первого тура Социалистическая партия была в наиболее сложном положении. Большинство экспертов предрекали им полный разгром. При этом после терактов в Париже личный рейтинг президента Франсуа Олланда увеличился более чем в два раза.

Надо отдать должное руководству PS, оно не только правильно оценило ситуацию, но и сумело в значительной степени переломить неблагоприятный тренд. В том числе и прямым запугиванием избирателя последствиями победы FN. Премьер-министр Мануэль Вальс прямо заявил: «У нашей страны есть два варианта. Один из них — принятие правых идей, которые, по сути, пропагандируют разделение общества. Такое разделение может привести к гражданской войне. Есть и другой вариант — принятие идей Республики и ценностей, предусматривающих объединение… Я уважаю французов, которые делают выбор в пользу этой партии (FN. — Авт.). Можно понять людей, которые голосуют в приступе гнева, но они голосуют за антисемитскую, расистскую партию, которая не любит Республику и обманывает французов».

С призывом не поддерживать крайне правых выступили три ведущих профсоюза страны, в частности, наиболее крупный из них Всеобщая конфедерация труда (Confédération générale du travail). Интересно, что с аналогичным призывом обратилось и объединение работодателей Medef.

PS без борьбы отдала правоцентристам два региона, но компенсировала потери победой в пяти. В столичном регионе Иль-де-Франсе разрыв между правоцентристами и социалистами менее одного процента — 43% и 42%.

Социалисты, как говорят французы, sauver les meubles — спасли мебель. Не победители, но могли проиграть гораздо больше. Вот почему они уже сейчас готовятся отразить натиск FN. Премьер Мануэль Вальс вместе с молодым и энергичным министром Эммануэлем Макроном готовят шоковую терапию в борьбе с безработицей. Другой козырной картой премьера станет безопасность. Еще в бытность министром внутренних дел он в этом вопросе выступал довольно жестко. О нем говорили как о самом правом среди левых.

Полупобеда правоцентристов

Правоцентристам из Республиканской партии (Les Républicains, LR) бывшего президента Николя Саркози, несмотря на определенные успехи, радоваться особенно нечему. Полученное большинство в семи регионах не означает наличия серьезного задела на приближающихся президентских выборах.

Уже очевидно, что значительная часть традиционного электората LR голосует за ультраправых. Чтобы перехватить инициативу, Саркози сам смещается все больше вправо, что вызывает острое противодействие в партии.

Очень многим в LR не понравился отказ Саркози от блокирования с социалистами ради достижения победы над FN. Такое решение противоречило принципу республиканской солидарности. Надо сказать, что защита Республики от крайних проявлений основа французского патриотизма. К этому следует добавить традиции «Народного фронта», который в 1930-х. успешно противостоял угрозе фашизма. В «Народном фронте» объединились тогда все — от центристов до левых, в том числе и коммунистов.

Несогласие с действиями Саркози привело к тому, что в период между двумя турами лидеры местных организаций в Иль-де-Франсе и Па-де-Кале — Пикардии демонстративно отказались от участия главы партии в их избирательной кампании. Как сказал газете Echos источник в руководстве LR – «У нас есть проблема лидерства».

Хотя в данный момент альтернативы Саркози нет, но это не дает оснований ему для успокоения. Несомненно, трудностями лидера партии попытается воспользоваться бывший премьер-министр Ален Жюппе. У него наибольшие шансы в ближайшем будущем составить серьезную конкуренцию Саркози, который в этой кампании понес имиджевые и политические потери.

Печаль Кремля

Нынешняя российская политика в условиях международной изоляции сводится к поиску друзей среди политических маргиналов. Определенные успехи FN и поддержка действий Москвы по аннексии Крыма, агрессии на Донбассе и авантюре в Сирии давали некоторую надежду на изменение позиции Франции. Тем более что российские банки выдавали кредиты Ле Пен.

Теперь совершенно понятно, что полученный результат FN является электоральным потолком. Никаких шансов победить на президентских выборах у Марин Ле Пен нет и быть не может.

В интервью Deutsche welle советник бывшего премьер-министра Франции Франсуа Фийона – Жан-Де Буаю сказал о московских расчетах. «Она просто обманывает Россию. Ле Пен получает кредиты и поддержку, но она не сможет победить во Франции в 2017 году. Ле Пен нужны деньги. А те банки, которые ей их дают, видимо, просто не знают, что с ними делать». Скорее всего, в Кремле это понимают, но делают faire bonne mine a mauvais jeu — хорошую мину при плохой игре. Народу российскому нужно по телевизору показывать хоть каких-то друзей. Даже купленных.

После местных выборов многие во Франции сделали «ouf», что примерно соответствует нашему «уф»!. Опасность правого радикализма отодвинута.