Действительно ли это так, Politeka решила выяснить.

Достичь эффективного развития невозможно без основательного реформирования всего газового рынка Украины. Ведь исторически так сложилось, что именно этот сегмент отечественной экономики наиболее монопольный по своей структуре. Соответственно, тот, у кого все карты на руках, задает правила игры. В нашем случае таким игроком является НАК «Нафтогаз Украины», а вот перманентно в проигрыше оказываются простые украинцы.

Конкуренция – что это и где ее искать

Необходимость кардинально реформировать газовую сферу созрела довольно давно. Однако для таких важных решений нужна политическая воля со стороны руководства страны. А с этим у нас всегда проблематично. Особенно остро этот вопрос прозвучал после начала конфликта с РФ на Донбассе, когда реформы были не просто продиктованы обстоятельствами, а стали вопросом сохранения государства как такового.

Андрей Еременко о худших и лучших реформах, ошибках власти и страхе изменений

1 октября 2015 года парламентарии приняли Закон «О рынке природного газа». Ряд экспертов возлагали большие надежды, что именно этот документ станет началом больших трансформаций.

Ведь его цель – задать импульс совершенно иному формату конкурентного и эффективного газового рынка. Как раз то, чего так хотят от нас западные друзья – создание в Украине прозрачного газового рынка, где действуют четкие правила, где есть самое важное – здоровая конкуренция.

Однако обещать реформу еще не значит воплотить ее в жизнь.

Настоящим гигантом рынка до сих пор остается НАК «Нафтогаз Украины». Как сообщают в Минэнерго, компания контролирует 75% добычи украинского газа и владеет акциями 40 региональных газораспределительных компаний. Кроме того, поставляет газ почти 74% украинских домохозяйств.

В правительстве уже который год обещают «навести здесь порядок». В частности, реализовать масштабную реорганизацию НАК «Нафтогаз Украины» до 2017 года. Что же, с расчетами, очевидно, ошиблись. Ведь не за горами 2018-й, а изменений не видно.

Стоит напомнить, что Украина взяла на себя обязательство реформировать структуру корпоративного управления компании вместе с ее дочерними предприятиями – в соответствии с Принципами корпоративного управления европейской Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Во время третьего Газового форума глава представительства ЕС в Киеве Хью Мингарелли заявил, что реформа газового рынка — одна из самых успешных в Украине, она позволила превратить «Нафтогаз» в прозрачную и прибыльную компанию.

Но, по его словам, остается ряд беспокойств относительно дальнейших шагов. В частности, относительно создания независимого регулятора газового рынка, отделения оператора украинской газотранспортной системы, а также реорганизации «Нафтогаза».

Алексей Кучеренко о «веселой» зиме, долгах населения за коммуналку и доходах миллиардеров

«Мы считаем, что нужно ускорить реформу «Нафтогаза», а для этого нужна политическая воля», — заявил он.

Есть ли такая воля? Вопрос дискуссионный. Ведь, согласно правилам, которые действуют в Европе, добычу, транспортировку и поставку газа необходимо отделить. У нас же все эти три направления успешно реализует одна компания.

Очевидно, такой вид многофункциональности не совсем понятен европейцам, как и то, почему до сих пор, несмотря на все заверения о движении на Запад, в Украине так и не создают европейские условия жизни и труда.

Выдать желаемое за действительное?

Согласно действующему законодательству, украинцы уже сегодня должны были бы иметь право выбирать по своему усмотрение поставщика «голубого топлива».

Для сравнения: в странах Запада свои услуги на рынке предлагают около сотни поставщиков. Люди заключают договоры с теми компаниями, предложения которых им выгодны. В частности, могут сменить поставщика, если не довольны его работой. Соответственно, возникает соревновательный процесс за своего клиента. В результате — цена на газ для населения является рыночно обоснованной и точно — не такой заоблачной, как это практикуется в нашей стране.

В НКРЭКУ сообщили, что конкурентный рынок в Украине будет, но для этого необходимо устранить некоторые препятствия.

«Правительство видит, что в стране большие проблемы с уровнем доходов, и приняло решение о том, что на определенный период следует установить цены, которые не являются рыночными, — рассказал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк — Это делается для того, чтобы со временем привести их к соответствующему уровню, и только потом сделать либерализацию рынка – отпустить регулирование цен. Когда принимают такое решение, должна быть компенсация разницы. Иначе ни один игрок не захочет в таких условиях работать. Это даже стало предметом судебного иска НАК «Нафтогаз» к правительству. То есть если правительство установило регулируемую цену на газ, например 5 тыс. грн за куб. метр газа, а на рынке она выше — 7 тыс. грн, то должна быть методика, как эту разницу компенсировать».

Также он добавил, что Регулятор предлагает провести конкурсы на отдельных участках между потенциальными поставщиками газа для населения. Суть заключается в том, что игрок, который предложит лучшую цену на газ, получит право быть на определенной территории (области) единственным поставщиком.

Тогда, заверил Волк, будет конкуренция среди игроков, и мы сможем увидеть самое эффективное предложение.

Телетайп: боится ли президент антикоррупционного майдана?

Однако во всей этой ситуации возникает логичный вопрос – а как такое предложение, в принципе, устраняет монополию? Ведь, по сути, простой человек, потребитель, не будет иметь права самостоятельно выбирать, кого он хочет. Вынужден будет мириться с тем поставщиком, который выиграет тендер. А как у нас проводятся тендеры – отдельная новелла.

Несмотря на все заверения со стороны экспертной среды в НКРЭКУ, что «это длительный эволюционный путь, но он правильный».

В Министерстве энергетики и угольной промышленности, несмотря на все разговоры о монополистах и реформах, подчеркивают, что нестабильность на газовом рынке ощутима, как и задолженность граждан перед тем же «Нафтогазом».

«Если посмотреть на рынок в целом, то потребность государства в газе ежегодно составляет 17,6 млрд куб. м газа, – рассказал директор департамента Александр Лисниченко. — Население потребляет 5,7 млрд куб. м. Теплокоммунэнерго — 11,9 млрд куб. м газа. Что очень важно – это уровень задолженности населения перед поставщиками, «Нафтогазом». Картина за прошедший год ухудшилась. Долги составляют 25,81 млрд грн. Причина – низкая платежеспособность людей. Поэтому, чтобы новые игроки зашли на рынок, они должны понимать, на чем зарабатывать деньги. Ведь европейская практика показывает, что нужно много лет, чтобы новые поставщики начали работать в таких сложных условиях».

Итак, на сегодняшний день конкурентный рынок газа, как ключевой стержень всей газовой реформы, до сих пор остается лишь теорией с радужными перспективами, но никак не украинской реальностью.

Романия Горбач