Сразу несколько комитетов Конгресса тут же пожелали услышать дополнительные объяснения как от экс-главы спецслужбы, так и от представителей президента; Минюст назначил спецпрокурора, призванного таки докопаться до истины, а ряд консервативных республиканцев начали весьма громко шептаться о том, что вице-президент Майк Пенс куда более достоин главного кресла, чем его нынешний шеф.

Сто дней президента Трампа: дворцовые войны, неудачи и эволюция внешней политики

Приняв решение нанести массированный ракетный удар по базе ассадитов в Сирии, президент Соединенных Штатов Дональд Трамп существенно улучшил свое положение как на международной арене, так и внутри страны.

Американская пресса и законодатели, равно как и лидеры демократических стран, приветствовали решительность главы Белого дома. Последовавший затем визит госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву и его жесткий разговор с хозяином Кремля Владимиром Путиным и его главным дипломатом Сергеем Лавровым вселил в вашингтонский истеблишмент уверенность, что Трамп окончательно прозрел в российском вопросе и отныне будет вести диалог с кремлевскими лидерами единственно понятным им языком – языком силы, время от времени приправляя свои аргументы чем-то вроде крылатых ракет.

Готовность подставить свое плечо президенту высказали практически все республиканцы, включая и внутреннюю оппозицию внутри Великой старой партии в лице сенаторов Марко Рубио, Джона Маккейна и Линдси Грэма, а также ряд влиятельных демократов. Укрепив свои позиции и завоевав определенный авторитет, Белый дом даже смог провести ряд доселе заблокированных из-за нехватки голосов ключевых инициатив: пересмотреть Бюджет в части повышения потолка заимствований, утвердить назначение в Верховный суд консервативного судью Нила Горсача и (главное) отменить Obamacare.

Казалось, Дональд Трамп нащупал ту линию поведения, которая обеспечит ему определенный запас прочности и влиятельности; что Трамп, при всей своей эксцентричности, стал вполне себе нормальным президентом США. Дальнейшее показало, что надежды остались всего лишь надеждами.

Отставка Коми

Чуть более недели назад, 10 мая, Америку потрясла весть об увольнении президентом директора Федерального бюро расследований Джеймса Коми. Тут нужно подчеркнуть, что формально, увольнение руководителя ФБР – прерогатива главы государства. Вместе с тем, глава ведомства назначается на десять лет. И, по устоявшейся традиции, в течение этого срока его стараются не трогать – в этом и заключается одна из основных гарантий независимости Бюро и его политической незаангажированности.

Геополитический покер Путина и Трампа: победа любой ценой

Тем не менее, отставка Коми не произвела бы в Вашингтоне эффекта разорвавшейся бомбы, если бы не два обстоятельства.

Во-первых, Джеймсу Коми Трамп в определенной степени обязан своим президентством: фебееровцы упорно не хотели вести несколько подзабытое дело о личном почтовом сервере экс-госсекретаря и кандидата от демократов Хиллари Клинтон. Но 28 октября прошлого года Коми решил не просто возобновить дело, а обнародовать новые любопытные факты: оказывается, халатность госпожи Клинтон дошла до такой степени, что вся ее переписка была доступна, среди прочего, и из домашнего компьютера ее ближайшей помощницы Хумы Абедин. (Которая, кстати, сама по себе – примечательная личность; достаточно сказать, что родители Хумы – убежденные исламисты, проживающие в Саудовской Аравии и издающие там же Journal of Muslim Minority Affairs, публикующий материалы о том, как злокозненные американцы сами устроили у себя 11 сентября). Всплывшие  буквально за неделю до выборов подробности настолько шокировали сторонников кандидата от демократов, что некоторые из них просто не пошли на выборы, посодействовав, таким образом, победе Трампа. Который, кстати, похвалил тогда Коми, назвав того «смелым человеком».

Во-вторых – и это куда более важно – возглавляемое Джеймсом Коми ведомство продолжало расследовать контакты команды главы Белого дома с русскими. Более того, незадолго до своего увольнения Коми попросил дополнительные средства на это расследование.

И снова шашни с русскими

Увольнение человека, курировавшего расследование потенциальных связей людей Дональда Трампа с Кремлем, стало поистине царским подарком к визиту главы МИД РФ Сергея Лаврова в Вашингтон. Кстати, сразу же после встречи, российское информагентство ТАСС опубликовало фотографии с закрытой части мероприятия, на которых запечатлен Дональд Трамп, Сергей Лавров и посол РФ в Соединенных Штатах Сергей Кисляк (да-да, тот самый, с которым американские политики теперь стараются вообще не пересекаться, ибо он считается чем-то вроде главы российского шпионского гнезда в Вашингтоне). На фото видно, что Трамп и россияне шутят, улыбаются, смеются и вообще хорошо проводят время. Кстати, сам Трамп высоко оценил прошедшую встречу.

Чуть позже источники издания The New York Times рассказали, что на встрече Дональд Трамп напрямую объяснил своим российским гостям о мотивах увольнения директора Джеймса Коми. «Я только что уволил главу ФБР. Он был сумасшедшим, просто чокнутым», — то ли похвалился, то ли пожаловался россиянам президент Соединенных Штатов, добавив, что он находился под «большим давлением» из-за расследования вмешательства России в выборы в США и теперь «от него избавился».

лавров_трамп_кисляк

Сразу же после прошедшего в столь радостной атмосфере визита, газета The Washington Post со ссылкой на собственные источники сообщила, что президент США во время встречи передал россиянам разведданные касательно ИГИЛ, которые были настолько секретными, что не предназначались для предоставления даже близким союзникам Соединенных Штатов.

Поначалу команда Дональда Трампа в своем фирменном стиле принялась все отрицать. Кстати, неприятно поразила позиция Советника по нацбезопасности Герберта Макмастера, принявшегося вмести со всеми выгораживать своего шефа. До этого за генералом закрепилась репутация исключительно честного человека, не боявшегося к тому же спорить с самым высокопоставленным начальством.

Но позже сам Трамп написал в своем Twitter, что имел полное право делиться информацией с кем угодно.

Как президент я хотел бы поделиться с Россией фактами относительно терроризма и безопасности полетов, у меня есть абсолютное право это сделать, — сказал, как отрезал, хозяин Овального кабинета.

Подтвердился и сверхсекретный характер передаваемых разведданных. И если бы, например, подобную информацию обнародовал рядовой сотрудник Центрального разведывательного управления, то он был бы не просто разжалован за должностное преступление, но и оказался бы за решеткой на срок до десяти лет.

Кстати, информация попала к американцам от израильских коллег. Оказывается, у вездесущей израильской разведки есть агент в логове исламистов, который и является источником указанных сведений. Учитывая особый характер отношений Москвы, Дамаска и Тегерана, теперь этот источник могут вычислить и, мягко говоря, не самые дружественные к еврейскому государству режимы.

«Под угрозой оказался не только этот источник информации, но и будущие осведомители», — заявил бывший директор Национального центра контрразведки Мэтт Олсен. А экс-посол Соединенных Штатов в Израиле Дэн Шапиро охарактеризовал 45-го президента и его окружение «беспечными людьми, плохо понимающими, какими путями добывается сверхсекретная информация».

Естественно, израильтяне не в восторге от такого поведения стратегического союзника и вряд ли теперь передадут американцам (пока Трамп у руля) хоть какую-то информацию. Кстати, после этой истории и европейские страны не исключают временного замораживания предоставления развединформации не в меру болтливому главе Белого дома.

Реакция Конгресса

Но вернемся к теперь уже бывшему руководителю ФБР. Оказывается, еще в феврале президент просил Джеймса Коми закрыть расследование касательно русских связей предыдущего советника по национальной безопасности Майкла Флинна.

Гол в собственные ворота: Путин ищет ответ Трампу

«Я надеюсь, вы найдете способ и отпустите Флинна, он хороший парень», — якобы говаривал Дональд Трамп директору «федералов», попросив перед этим удалиться вице-президента Майка Пенса и министра юстиции Джеффа Сешнса.

В свою очередь, выяснилось, что директор ФБР фиксировал на бумаге содержание всех своих бесед с Дональдом Трампом – кстати, вполне стандартная практика для руководителей американских силовых ведомств. Узнав об этом, ряд комитетов обеих палат Конгресса уже выразили желание ознакомиться с конспектами Коми, а также послушать его показания лично. Причем, среди желающих – не только законодатели-демократы, но и многочисленные однопартийцы президента, что для него совсем уж не в радость. В числе последних – сенаторы-республиканцы Ричард Бурр (Северная Каролина) и Чарльз Грасли (Айова), конгрессмен Джейсон Шаффец (Юта). Более того, заслушать показания экс-директора ФБР пожелали те, кто поддерживал Трампа всегда и во всем – лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл и даже спикер Палаты представителей Пол Райян.

Пытаясь защищаться (а лучшая защита, по мнению Дональда Трампа — нападение), президент сам подлил масла в огонь.

«Джеймсу Коми следует надеяться, что он, Трамп, не вел никаких аудиозаписей их разговоров в Белом доме, если тот собирается делиться с прессой какой-то конфиденциальной информацией», — протвиттил Трамп 12 мая.

Попытки угрожать компроматом (равно как и комизм ситуации – как-то не по чину действующему президенту «писать» руководителей своих же спецслужб) еще больше накалили страсти. Конгрессмены тут же потребовали от Дональда Трампа передать эти записи комитету, ведущему расследование российских связей команды президента. В окружении Коми же заявили, что также не против публикации пленок (если они, конечно, существуют), и что американский народ узнает из них много нового и интересного.

джеймс_коми
Джеймс Коми

На территории импичмента. Назначение спецпрокурора

В среду, 17 мая, стало известно, что заместитель министра юстиции Род Розестайн назначил руководителя ФБР в 2001-2013 годах Роберта Мюллера специальным советником (или специальным прокурором), призванным таки расследовать связи команды Трампа с Кремлем и установить окончательную истину.

Левый враг диктатуры: как изменится Южная Корея при новом президенте

Трамп отреагировал на назначение довольно спокойно.

«Расследование подтвердит, что мы уже и так знаем: нет никакой связи между моей кампанией и каким-либо иностранным вмешательством. Я жду с нетерпением завершения этого вопроса», — заявил он.

В то же время, он назвал происходящее «величайшей охотой на ведьм».

В то же время, законодатели-демократы, ряд видных республиканцев (включая наших старых знакомых Рубио и Маккейна), масс-медиа и общественность приветствовали назначение спецпрокурора. Также высочайших похвал была удостоена кандидатура самого Роберта Мюллера. Назначенец сперва Джорджа Буша-младшего, а затем Барака Обамы, Мюллер возглавлял Бюро 12 лет вместо положенных десяти. Приняв руководство службой 4 сентября 2001 года, уже через неделю столкнулся с последствиями самого масштабного теракта в мировой истории. Успешно провел реформу ФБР, включающую в себя усиление контртеррористических подразделений и служб по сбору информации. Ведомство стало активнее сотрудничать с Центральным разведуправлением и другими специальными службами, включая директорат Национальной разведки.

Сотрудники, работавшие ранее с новоназначенным спецпрокурором, характеризуют его как невероятно организованного, собранного и сосредоточенного человека, умеющего максимально эффективно организовать работу для достижения поставленных целей. А также как чрезвычайно жесткого руководителя, предъявляющего высокие требования к подчиненным.

Спецпрокурор Робер Мюллер

В последние десятилетия, специальные прокуроры назначались трижды. Арчибальд Кокс был уволен президентом Ричардом Никсоном во время расследования «Уотергейта». Это не спасло Никсона, и чуть позже он был вынужден уйти в отставку, иначе его бы отстранили в порядке импичмента. Лоуренс Уолш семь лет расследовал обстоятельства тайных поставок вооружения в Иран администрацией Рональда Рейгана. Это расследование стоило американской казне 37 миллионов долларов и закончилось обвинениями второстепенным участникам, которые были амнистированы в 1994 году тогдашним президентом Джорджем Бушем. Наконец, в конце 90-х годов прошлого века независимый обвинитель Кеннет Стар расследовал обвинение 42-го президента Билла Клинтона в лжесвидетельствовании по делу об неслужебных отношениях президента с сотрудницей Белого дома Моники Левински. Тогда попытка импичмента была поддержана Палатой представителей и отклонена Сенатом.


Сейчас, по мнению Джона Маккейна, происходящие с Дональдом Трампом скандалы по совокупности «достигли масштаба Уотергейта». При этом у Трампа уже явно есть целый набор «достижений», необходимых для начала процедуры импичмента. Напомним, согласно разд. 4 ст. II Конституции США, основанием для начала данной процедуры является «государственная измена, взяточничество или другие важные преступления и проступки (misdemeanors)».


Несмотря на то, что понятие «важные преступления и проступки» не определяется американским правом, принято считать, что оно включает в себя любые серьезные правонарушения: от злоупотребления своими полномочиями до откровенной коррупции, от «неуважения» к другим ветвям власти до банальных растрат государственных средств или имущества, а также – моральное несоответствие занимаемой должности.

Так что сейчас от начала импичмента 45-го президента отделяет лишь расследование специального прокурора Роберта Мюллера и наличие политической воли обеих палат Конгресса. Кстати, изучением нюансов процедуры отстранения президента от должности занялись и юристы Белого дома — на всякий случай.

А тем временем, как утверждает американское издание POLITICO, все больше консервативно настроенных республиканцев начинают все смелее и смелее произносить: «Президент Пенс».

Максим Викулов