Те немногие из депутатов, кто сохранил интерес к законотворчеству, с отвращением, как гнилой лук в овощехранилище, перебирают тысячи (!) поправок к законопроекту по судебной реформе и, что особо замечательно, проваливают их одну за одной. И тут же, выходя к прессе в кулуары, закатывают глаза в негодовании от регламента, который заставляет их идти по такой нудной процедуре изо дня в день.

Руслан Бортник о судебной реформе, парламентской ереси и торговле летальным оружием

Ребятки, уж если вы там во властном большинстве четко сговорились прокатывать все поправки от оппозиции, то наберитесь смелости и разово поменяйте процедуру, чтобы наш законодательный орган хотя бы не выглядел испорченным троллейбусным компостером.

Не должны пять тысяч поправок к законопроекту, в том числе множество весьма нужных и своевременных, выноситься на рассмотрение всего депутатского корпуса — это демонстративная профанация. Которая только укрепляется зрелищем полупустого зала, в котором преобладает оппозиция, безнадежно пытающаяся достучаться в бетонную стенку большинства.

Как не должны сложнейшие для неспецов законопроекты, запускающие образовательную, судебную, медицинскую и другие животрепещущие реформы, рассматриваться в режиме штурмовщины, с явной надеждой, что от нон-стопа утомятся и депутаты, и пресса, и властному большинству, в конце концов, удастся скопом и без обсуждения пропихнуть все, что они для себя, любимых, понаписывали.


Как раз во избежание подобных махинаций и существует рассмотрение законопроектов в комитетах, где количество несогласованностей сводится до разумного минимума. Либо законопроект просто отклоняется.


Но не с нашим счастьем. Ну, или не при этой власти. Причем, наши счастье и власть связаны обратно пропорционально.

А в это же самое время под ВР собралось около 3-х тысяч протестантов в белых халатах, как бы несогласных с реформой здравоохранения, предлагаемой Кабмином. Точнее, с ней не согласны несколько влиятельных профильных депутатов. А еще точнее, эти депутаты, не согласны с тем, что министр Ульяна Супрун пытается запускать свою медреформу, не особенно прислушиваясь к советам и возражениям.

Объединение БПП и НФ — кому это нужно?

Но вот каким образом во все эти типичные властные склоки вписываются медицинские профсоюзы, формально выведшие людей на митинг протеста — загадка посложнее вопроса, в каком именно человеческом органе помещается душа?! Гусары, молчать!

Понимаете, в чем закавыка. Общество, то есть нас с вами, не интересует сбор колосков-поправок за взбесившимся законотворческим комбайном, пусть их будет хоть пять тысяч, хоть двадцать пять. Нас интересует справедливое правосудие, когда суды будут судить не себе в карман или по указке начальства, а по закону, базирующемуся на правах и свободах граждан. Но это может произойти только в том случае, если судьи станут зависимы от закона, то есть их сможет достать правоохранительная система, а также зависеть от граждан, которые им доверяют исполнять правосудие. Причем, до того, как озверевшие от несправедливости граждане возьмутся за оружие и устроят самосуд судьям.

А нам под вывеской судебной реформы в виде стога поправок втюхивают прямо противоположное: повышение зависимости судов от власти.

С медицинской реформой те же помидоры, только вид сбоку.

Медреформа, митинг, ВР


Подход Кабинета министров напоминает водное перемирие из «Книги джунглей». Когда воды, то есть бюджетных средств, катастрофически не хватает, нужно объявить какие-то правила, типа не жрать друг друга у водопоя, и тогда всем сразу станет хорошо.


И в случае, когда территориальная громада смогла избрать себе в руководство осмысленных и бескорыстных людей, и эти руководители нашли осмысленных и бескорыстных менеджеров в сфере здравоохранения, то они вместе смогут разумно распределить выделяемые из Киева средства. И тогда первичная медицинская помощь будет оказываться на удовлетворительном уровне, а семейные врачи, обладающие достаточной квалификацией, будут загружены работой и смогут получать втрое больше, чем сейчас.

Болевые точки: Украина, Майдан, лидер

Ну, а если громада изберет нечистоплотных или бестолковых руководителей? Вот тогда будет еще хуже, чем сейчас: деньги, выделяемые бюджетом на здравоохранение, будут красть, а больные — страдать и умирать уже безо всякой помощи.

Но на митинге медработников об этом не говорили.

Как не говорили о реформе банковской сферы на продолжающемся хроническом митинге имени Вадима Рабиновича под Национальным банком. Здесь, с одной стороны, все ясно. С другой — непонятно ничего.

Ясно, что постоянно держать такую публику под Нацбанком стоит денег. Но непонятно, зачем это Рабиновичу — ну очень практичному персонажу — надо. Конечно, обманутые вкладчики — публика отзывчивая. Но в электоральном смысле их слишком мало, чтобы делать на них ставку. Тупой дерибан выделенного на акцию бабла даже не рассматриваю. Но тогда — нафига?!

В некотором смысле ответ на ключевые вопросы реформаторства дает то ли митинг, то ли брифинг Михеила Саакашвили, состоявшийся возле Администрации Президента, временно покинутой Петром Порошенко. Или этот был трейлер предстоящего полнометражного события?

Саакашвили пожаловался народу, что соседская коза нагло жрет капусту на его огоро… нет, это не то… а, что чиновники нагло не выдают документов, без которых нельзя обжаловать в суде лишение гражданства. В общем, поначалу обычно искрометный спич нынешнего властителя дум и надежд смахивал на бытовую жалобу повздоривших соседей. Но потом телега раскатилась под гору.

И Михеил Николозович пообещал 17 октября собрать под АП настоящий — стотысячный митинг — и вынудить власть принять действительно нужные обществу законы — о новых избирательных правилах, об антикоррупционном суде, об импичменте Президента и другие. Вот это будет действительно реформа.


Однако как специалист замечу, что для нагибания этой зарвавшейся власти разового стотысячника будет маловато. Необходимы синхронные митинги в двадцати крупнейших городах Украины и в столице не менее двухсот тысяч, рассредоточенных в разных точках «правительственного треугольника» на Печерске. Все это с прямой трансляцией и телевизионной перекличкой на одном из телеканалов.


Вот тогда власть вообще и ПАП в частности вздрогнут и резко перейдут к конструктивному диалогу с представителями народа. Впрочем, и это мы уже проходили.

В любом случае, что-то у нас да будет: либо начало имитационных реформ, которыми власть намерена отчитываться перед Западом, либо старт настоящей перетряски нынешнего явно пережившего свое время политикума.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka