Мир неуклонно приближается к большой войне, считает украинский дипломат и общественный деятель Вадим Трюхан
Вектор в ее направлении задал Президент России Владимир Путин в 2007 году своей известной речью на Мюнхенской Конференции по Безопасности, хотя месседжи, которые он тогда озвучил, услышали на самом деле единицы.
Прошло одиннадцать лет. Сейчас ведущие эксперты и политики из ключевых стран мира розовые очки уже сняли. Однако делу это не помогает. Ощущение войны, ее резкий запах, становятся все более устойчивыми.
«Во-первых, после уничтожения биполярного мира, полноценной замены ему вовремя не было найдено, несмотря на все потуги. Времена ярких лидеров типа Франклина Рузвельта, Конрада Аденауэра, генерала де Голля, Вацлава Гавела и других почили в бозе. Одновременно и ответственного консолидированного лидерства великих держав больше не стало», — считает эксперт.
Во-вторых, старые институции с устаревшими правилами принятия решений, как СБ ООН с тормозом в виде «вето», ОБСЕ с худшей формой достижения договоренностей в виде «консенсуса», не говоря уже про другие глобальные и региональные международные организации, стали декоративными органами, не способными оперативно реагировать на вызовы современности.
В-третьих, уж слишком многочисленной стала плеяда людей, которые пришли к власти во многих странах и почувствовали себя Брюсами всемогущими, как герой одноименного голливудского блокбастера.
Как следствие, в условиях недееспособности международных организаций, ставить их на место приходилось, некуда правды деть, нарушая основополагающие принципы и нормы международного права. Соответственно, ящик пандоры был открыт на полную, чем рано или поздно должны были воспользоваться и воспользовались те, кого запросто, без глобальных потрясений, поставить на место уже почти нереально.
Сейчас наступила эпоха так называемых «черных лебедей», которые так или иначе играют роль катализаторов тектонических изменений в глобальных процессах. Их эксперт приводит три.
Первым было сбития МН-17 над оккупированным Донбассом. Тогда мир свел брови, вяло, но наконец прореагировав. Однако на какие концептуальные решения, которые бы поставили агрессора на место, политической воли не нашлось.
Роль второго сыграла «дело Скрипача». Реакция мира оказалась, неожиданно для многих обозревателей, довольно резкой. 150 дипломатов любой национальности, со времен завершения холодной войны, ранее почти 30 стран плюс НАТО еще не объявляли персонами non grata.
Третьим «черным лебедем» может стать так называемая химическая атака в сирийском городе Дума. При этом кто там прав, а кто нет, по большому счету, вопрос второстепенный. Основополагающая проблема в том, что даже при реальной угрозе жестких военных действий Совбез ООН в очередной раз, и то два дня подряд, несмотря на два внеочередных заседания, оказался импотентным.
Как следствие, мир напрягся, придирчиво вчитываясь в очередные твиты лидера одного ключевого геополитического игрока и пытаясь одновременно понять чего ждать на завтра по истерическим комментариям представителей еще одного, полным ходом готовясь к самым непредсказуемым, даже апокалиптических, сценариев развития событий.
Так выглядит, что имеем ситуацию, которая напоминает известную карибский кризис. Тогда у лидеров СССР и США хватило здравого смысла остановиться. Развязка была достигнута, в том числе через задействование широкого пакета договоренностей, частью которого было выведение Першингів с границ с СССР.
Как избежать войны на этот раз, предсказать сложно. Однако без репутационных потерь как для Трампа, так и для Путина, задача практически не выполнимая.
Напомним, как передавала Politeka, в последние годы вооруженные силы Украины и РФ постоянно готовятся к возможному противостоянию. Об этом рассказал российский журналист, военный обозреватель Павел Фельгенгауэр.
Источник: Политические известия в Украине