— Известно, что встреча Петра Порошенко и Дональда Трампа длилась 30 минут, даже меньше. Но Петр Алексеевич сказал, что многое успел обсудить с Трампом. Лично мне сложно представить, как за такой короткий срок можно успеть проговорить важные вопросы. Ваша оценка этой встречи и ваши впечатления?

чилачава

— Об этом уже много сказано, написано. Слышал немало оценок, что встреча состоялась «на минутку» и за это время разве можно что-то серьезно решить. Я по этому поводу немного другого мнения, поскольку встреча президентов всегда носит символический характер. Это как резюме всего того, что сделала команда президента и с одной, и с другой стороны. То есть визиту любого президента такого уровня всегда предшествует большая подготовительная работа. Это специальные группы, которые обсуждают и заранее согласовывают эти вопросы.

И на таких встречах только пунктирно обозначают некоторые моменты. Конечно, хотелось, чтобы эта встреча была полноценной, то есть в широком формате, надолго, с прогулками по Белому дому, как это было, например, с бывшим президентом и так далее. Но, не сложилось.

Тем не менее я все равно сказал бы, что это положительный факт: визит произошел, состоялось знакомство двух президентов, то есть между ними установлен контакт. Тем более что президент Порошенко встречался не только с Трампом, а и с вице-премьером, вице-президентом, который непосредственно курирует вопросы Украины, с главой Пентагона, с министром энергетики. Обсуждался ряд вопросов. В этом смысле, я считаю, что визит положительный, и мы сейчас будем говорить о тех негативных впечатлениях, которые, возможно, остались от того, что встреча действительно была очень сокращенной, однако для нас, скажем, очень престижной.

— Почему до самого вылета Порошенко не было официальной информации. Возможно, были не уверены, что эта встреча все же состоится.

Борис Беспалый о дерибане государства, квалификации президента и деньгах для общин (видео)

— Насколько я могу судить со стороны, то скажу, что администрация Трампа работает не совсем в таком классическом стиле и не очень выдерживает все требования протокола. Там очень много неожиданностей, которые происходят и при визитах, и при встречах и так далее. Вполне возможно, что ваше предположение имеет основания, не было такой уверенности…

— Кстати, это не было не только официальной информации от украинской стороны, но и в Белом доме так же?

— Конечно, Украина не могла сообщать, поскольку Белый дом не сообщал. Поэтому понятно, что они следили, контактировали с посольством, со всеми и так далее.

— Скажите, пожалуйста, а в вашей дипломатической практике такое случалось?

— Нет, такого не бывало. Понимаю, что я был послом не в Соединенных Штатах и ​​уровни были разные, но, например, при мне был государственный визит президента. Мы к нему готовились два месяца. Потому что это очень серьезное дело, это вообще самое важное событие в жизни посольства.

В работе посла и всего дипкорпуса в стране пребывания это самое важное событие — визит президента. Если ты организовал визит президента, то уже можешь спокойно возвращаться домой, ты свой максимум выполнил. Ну и, конечно, визиты должны завершаться подписанием определенных конкретных документов, которые затем будут дорожной картой в дальнейших двусторонних отношениях. Таких бумаг там тоже не было подписано, а были только устные договоренности. Возможно, такие бумаги будут подписаны. Но это несколько похоже на такой сюрприз. То есть я хочу это списать не на украинскую дипломатию, а на принимающую сторону, в данном случае, Соединенные Штаты все так организовали.

— В ближайшие три месяца Украину посетят уже известные нам представители новой администрации президента США для подписания, кстати, этих важных документов и определенных соглашений о сотрудничестве и, в частности, в оборонном секторе. Вообще, давайте поговорим конкретнее о том, о чем говорили американский президент и Петр Порошенко. Насколько улучшились эти отношения, насколько, действительно, стали прозрачнее и понятнее отношения между Америкой и Украиной? И вообще, как Трамп к нам относится?

— Во-первых, я хотел бы сказать, и об этом уже сказано, что Трамп официально подтвердил приверженность США и по поводу территориальной целостности, и государственного суверенитета Украины. Это очень положительный момент, что из его уст мы это услышали.

Во-вторых, накануне визита Петра Алексеевича в Соединенные Штаты были усилены санкции в отношении России. Это тоже очень важный момент, который означает, что США являются нашим союзником и они не собираются уступать в вопросах Украины и конфликта, который сегодня существует между Украиной и Российской Федерацией.

Соединенные Штаты признают, что Россия, по сути, воюет против нас и надо ее каким-то образом остановить. Для США сегодня очень важна Украина, поскольку через Украину проходит граница между российской агрессией и западной культурой, цивилизацией, политикой, демократией и так далее. Для Соединенных Штатов очень важно эту агрессию остановить где-то на подступах к украинским границам, чтобы потом это не делать в Польше, Германии и еще неизвестно где.

Была договоренность о том, что Украина будет получать определенную экономическую поддержку. В энергетике тоже была определенная договоренность и, самое главное, о сотрудничестве в военно-технической сфере. Насколько я понимаю, это подразумевает поставку определенного вида оружия.

Возможно, Украина, даже и не будет его использовать. Но как сдерживающий фактор, это очень важно, чтобы наш противник знал, что у Украины есть не только словесная поддержка, но и очень конкретная материальная — вооружение, которое может быть использовано против того, кто посягает на суверенитет и независимость Украины.

— Почему украинский президент все же постоянно говорит о Минских договоренностях? Почему все забыли о Будапештском меморандуме? Возможно, он был бы более действенным, чем «Минск».

— В истории международных отношений произошло неординарное событие, когда гарант суверенитета и независимости сам нападает на страну, которую должен был защищать, потому что Россия тоже подписывала этот документ. С другой стороны, были Соединенные Штаты, Германия и так далее. Где они сейчас?

Марек Серант о поезде в ЕС, львовском мусоре и исторической политике (видео)

К сожалению, хотим мы это признавать или нет, мир считается с Россией. Считается потому, что она вооружена до зубов, она ядерная держава, она непредсказуема, и мир не хочет, чтобы была развязана третья мировая война, не хочет проливать кровь своих солдат и своих граждан. Поэтому запускается дипломатия, которая не всегда нас удовлетворяет.

Мы все знаем, что Минские соглашения не работают. Это даже не соглашения, а какие-то договоренности, даже точного названия нет. Война не заканчивается, и скоро по сроку эта АТО уже будет приравниваться ко Второй мировой — четвертый год, и конца нет.

То, что вы сказали о ядерном оружии, что Украина его добровольно сдала — она ​​не добровольно его сдавала. Все обслуживание полностью находилось в руках России и это оружие надо время от времени менять, надо что-то поставлять и так далее. Украина самостоятельно этого не могла сделать, а Россия могла это заблокировать однозначно. С другой стороны, я очень хорошо помню дебаты того времени. Как Украина, Верховная Рада, в том числе мои коллеги писатели и так далее, просто радовались и неистовствовали от того, что мы избавляемся от ядерного оружия. В мире все друзья, мы переходим к…

— К миру во всем мире…

— Совсем другая была эйфория от распада СССР. Никто не мог предположить, я, например, никогда в жизни не мог подумать, что россияне возьмут оружие и начнут стрелять в украинцев. Хотя я где-то лет десять назад читал книгу «Поле боя — Украина». Там от начала и до конца был расписан сценарий, который в 2014 году состоялся. Как оттяпали Крым, как началась война на Донбассе, как сбегает украинский президент и так далее. Никто не обратил внимания. Но эту книгу писали где-то в Генштабе России или в ГРУ. И я сказал, что этого быть не может, это какая-то фантастика, а оказалось, что все возможно.

Каждый вечер я включаю на пять минут, больше у меня нервы не выдерживают, российские каналы. Такое впечатление, что люди, которые сидят в том ящике, не выходят оттуда, и с утра до вечера поливают грязью Украину. Вот, например, опять же этот визит был осмеян полностью, на каком-то там российском канале, кажется «РТР Планета».

Там сидят наши политологи, политики и так далее, которые приезжают вроде вразумить россиян, но их переубедить и перекричать невозможно. Там сидят такие зубры. Они правду могут показать ложью и, наоборот все переиначить. На информационном поле мы не можем противостоять России, российской лжи, российским лоббистам. Здесь надо очень многое делать, причем параллельно. Это должны делать наши средства массовой информации за рубежом, наши дипломатические представительства. Здесь должна быть подключена наша диаспора. Чтобы доносить правду об Украине. Не все у нас плохо. В принципе, есть и хорошие моменты. Есть страна, есть мощная культура, духовность, есть много вещей, о которых никто не знает. Почему так происходит сегодня, что в мире есть огромная страна — Украина, а никто ее не знает.

— Да все о ней знают. Со времен Майдана…

— Правильно, они раньше тоже знали, но знали как? Как о части Советского Союза. Видите, как парировал Путин Порошенко по стихотворению Лермонтова «Прощай, немытая Россия»: а вы знаете, что в те времена Украина была частью той немытой России, то есть была нашей, так сказать, колонией и нечего тут кичиться.

Поэтому мы теперь должны каждый день доказывать, что мы, то есть, и украинцы, и грузины — это отдельная нация с великой культурой, другим языком, другими традициями, другим видением будущего, другим пониманием государственного управления и так далее и тому подобное.

— То, что Трамп все же встретился сначала с Порошенко, а не с Путиным, нам это дает какие-то дополнительные преимущества, бонусы, так сказать, ведь встреча с Путиным у него запланирована в рамках G-20. Это уже 7-8 июля произойдет.

Михаил Самусь: Любой удар по России – это помощь для Украины

— Очень важно, вы правильно  это подчеркнули. Дело в том, что у Трампа на сегодня есть личное впечатление от встречи с Порошенко. А Порошенко, как опытный дипломат, переговорщик, человек, который блестяще владеет английским языком, знает этикет и так далее.

Я убежден, что он произвел на Трампа положительное впечатление. Он все время подчеркивал, что Украина — успешная страна. Трамп, как бизнесмен, очень любит это слово и очень любит общаться с успешными людьми. Он не любит просителей, он не любит давать деньги и очень хочет контролировать средства, которые дают США для развития демократии или для защиты страны. Потому что они вкладывают туда свои интересы, и очень не любят, когда их деньги воруют.

Все же еще был и визит спикера Верховной Рады, который кого-то там тоже информировал, показывал какие-то материалы и так далее. То есть собралась определенная информация в ответ на то, что Путин скажет: «Меня там нет, там нет моих солдат, там нет моего оружия, и вообще они в супермаркете купили те танки и ведут там гражданскую войну».

Я думаю, что Трамп этому может и не поверить. Итак, то, что визит Порошенко предшествовал встречи Трампа с Путиным — это очень важно. Я считаю, что это очень положительный, даже знаковый момент.

— А может, это какой-то ход, чтобы, наоборот, отвлечь внимание? Потому что в адрес Трампа, когда он только еще баллотировался на пост президента США, вылилось много критики, что он с Путиным.

— Совершенно верно.

— У Трампа просто такая тактика, или это ни о чем не говорит?

— Я этого не исключаю. Вполне возможно, потому что политика никогда не бывает односторонней — она ​​многовекторная. Поэтому, безусловно, есть такой момент.

Вместе с тем вы не должны забывать о том, что уже в прессе появились сообщения, что у вице-президента Майка Пенса есть какая-то программа из трех пунктов, какой-то проект по перезагрузке с Россией. Правда, эти пункты не объявляются, но я думаю, что сегодня Соединенные Штаты очень заинтересованы, чтобы был относительный мир в Украине, с одной стороны. С другой — чтобы успокоить Россию и установить с ней нормальные отношения, поскольку все же где-то они там партнеры: в Сирии, против Северной Кореи и так далее.

России надо налаживать с ними какие-то связи. Но для Соединенных Штатов Америки важна и перезагрузка отношений с Украиной. На сегодня стратегии в отношении того, как быть с Украиной, насколько я понимаю, нет. Украина им пытается сейчас навязать свое видение. Но понятно, что здесь определяющей будет позиция США: они скажут, и придется более-менее поддаться тому плану. Но я опять же хочу быть уверенным, что Америка будет нас поддерживать и материально, и морально, и политически.