Богдан Яременко, дипломат
Целый день СМИ просят прокомментировать новость из Голландии, где правительство страны заявил, что не будет ратифицировать соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС из-за решения референдума в начале этого года.
Я переспрашиваю: так, а в чем же новость? Мы и после референдума в Нидерландах уже понимали, что ратификации соглашения в традиционном смысле этого слова не будет. Ничего нового.
Новость будет тогда, когда правительство Голландии объяснит не то, что оно не может сделать, — а то, что оно собирается сделать? Ведь оставить вопрос на полпути нельзя.
И не стоит спешить проводить с голландцами переговоры по этому вопросу. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС готовилось восемь лет. И позиция правительства Голландии была уже учтена. Именно это позволило голландскому премьеру подписать Соглашение в 2014 году. Так о чем же нам вести переговоры?
Правительство Голландии, которое оказалось не в состоянии договариваться с собственным парламентом и народом, задолжало Украине и миру объяснение: что же делать дальше?
Именно мира и Украины. Причем Украине голландцы задолжали значительно меньше. Мы подписали Соглашение, его ратифицировал Европарламент — все, кроме Нидерландов, государства-члены ЕС. Соглашение выполняется. Мы, Украина, пользуемся преимуществами, которые предоставляет зона свободной торговли. Нам особенно куда-то бежать не нужно.
А вот у остального мира вопросов значительно больше. Первый вопрос, который возникает без голландского плана: а можно вообще с ЕС договориться? Совсем лишено вопросы. Ведь опыт Украины свидетельствует, что можно десятилетия договариваться, подписать соглашение — а потом какая-то одна из стран-членов ЕС в сознание и скажет — стоп, стоп, стоп!
Следующий вопрос, если с ЕС даже теоретически можно договариваться, то как это делать? Ведь тот же опыт Украины свидетельствует — что, возможно, договариваться нужно не с Еврокомиссией. Возможно, пытаясь заключить с ЕС соглашение, следует сразу инициировать референдумы во всех европейских странах? Для надежности, что кто-то в последний момент не передумал.
Итак, голландский план, а точнее — его отсутствие ставит под сомнение договороспособность ЕС и Голландии в целом. Это к тому, что кое-кто в мире и так давно говорит, что в Европе не хватает номера телефона, который можно было бы набрать и спросить: как дела, какие планы, поинтересоваться — какая политика или позиция.
Чтобы выиграть войну с Россией, нужно перестать оглядываться на Европу — ПантюкИ если Голландия не предложит какой-то план завершения ратификации соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а Еврокомиссия не согласится на него, но потом на него не согласится Украина — это откроет такой ящик Пандоры, что российское наплевательское отношение к международному праву покажется детскими шалостями.
Речь идет не о каком-либо способе выйти из положения, а именно о завершении ратификации. Варианты с частичным изменением текста можно отвергать сразу, ведь это означает, что любой договор с ЕС можно пересмотреть в любое время. На самом деле, возможно, не так уж и плохо для нас. В том смысле, что многие из условий зоны свободной торговли с ЕС — действительно кабальные для Украины. И в случае предложения изменить соглашение в угоду Голландии, почему бы нам не поторговаться: что из подписанного мы собираемся выполнять, а что — нет?
И изюминка ситуации в том, что европейцы знают, что мы знаем, что они это знают. А потому с присущим украинцам великодушием мы можем прокомментировать «новый» план Голландии очень просто и вежливо: словами «не вкурили, подождем другой».