О новом либеральном Налоговом кодексе

Григол Катамадзе
Три года назад были заявления, декларации о либерализации, что будет создан привлекательный бизнес-климат в стране как для внутреннего бизнеса, так и для иностранных инвесторов. К сожалению, мы не получили то, что было задекларировано. Об этом говорю не я и общественные организации, а сам бизнес.

Через два года после неуклюжих изменений в налоговом законодательстве, мы пришли к выводу, что лучше подготовить проект самим. Мы это сделали. Первоначальный проект мы презентовали в прошлом году 23 ноября на форуме Level Up Ukraine. Там разгорелась живая дискуссия, и мы поняли, что проект, над которым мы работали несколько месяцев, очень сырой. Мы заявили, что будем обсуждать с бизнесом наш проект – проект Ассоциации налогоплательщиков. Мы так и сделали. С декабря 2016 года по апрель 2017 года мы провели 19 круглых столов в 15 областях Украины. В них участвовало огромное количество представителей бизнеса. Это были встречи с экономистами, учеными.

В мае этого года мы получили совершенно новый продукт, который на 80% отличается от первоначального. Сейчас сложно сказать, что это проект Ассоциации налогоплательщиков. Это проект, согласованный с огромным количеством экспертов, бизнесменов.


Когда я обратился к Ассоциации, главная фабула была такая: давайте поставим себя на место фермера, металлурга, ФОПа, и поймем, что было бы выгодно каждому представителю бизнеса, чтобы он нормально развивался.


Мы не хотели просто критиковать. Мы хотели сделать какой-то конкретный шаг и показать, что в состоянии сделать сами, без иностранных потенциальных экспертов.

По сути, мы получили хороший документ. Он неидеальный, над ним еще нужно работать. Мы призываем, в том числе, и власть: давайте садиться за стол переговоров, дорабатывать его. Но очень важно, чтобы он был либеральным.

О количестве налогов

Мы предлагаем сократить количество налогов с существующих сегодня 13 до девяти.

Сергей Каплин о минимальной зарплате в 7 тысяч гривен и следующем президенте

Мы предлагаем объединить два налога — единый социальный взнос и налог на доходы физлиц — в один. С вступлением в силу либерального кодекса, установить его на уровне 32%. Сегодня в сумме он составляет 41%.

Дальше поэтапно в течение трех лет его снижать, и через два года вывести его на уровень 20%. Вот это как раз мы согласовывали с бизнесом.

Хотя во многих областях поднимали вопрос, зачем ждать три года, а не установить его сразу на уровне 20%, тем самым уменьшив давление на бизнес, на фонд оплаты труда.

Но мы понимаем, что опустить с 4% до 20% — это большое снижение поступлений в бюджет, будет сложно найти компенсаторы.

Абсолютно не аргументированы обоснования Минфина, например, что либерализация – это сокращение доходов бюджета. Да, это сокращение, но на очень короткий период времени. По нашим расчетам, это десять месяцев. Затем, за счет разворачивания бизнеса, появления нового бизнеса, поступлений будет во много раз больше.

Перед тем, как приступить к разработке кодекса, мы изучили законопроект, над которым работали специалисты, во главе с Татьяной Шевцовой и Александром Шемяткиным, о налоге на выведенный капитал. Его сейчас не существует. Есть налог на прибыль. Налог на выведенный капитал, в случае его принятия, заменяет налог на прибыль.

Мы обратились к авторам этого законопроекта с тем, что готовы включить наработки разделом в наш либеральный кодекс. Он туда и попал третьим разделом.

Об упрощенке

Еще один момент – новый подход к микробизнесу.

Кто заставляет украинцев платить больше за газ

Малому и среднему бизнесу мы говорим о том, что существующая упрощенная система свое отжила.

Она была очень важна в конце 90-х и начале 2000-х, когда государство не могло дать работу своим гражданам.

Когда приняли закон, как грибы начали расти предприятия. Через какое-то время те, кто много зарабатывали решили: а почему бы не зарабатывать больше, не платить налоги или не платить их столько, сколько нужно государству, и стали использовать упрощенную схему.

У нас четкая градация того, кто может быть отнесен к микробизнесу. Перечислить все не хватить эфира.


Общее: микробизнес первой категории – это оборот 2 млн грн и ставка налога 500 грн в месяц. По нашему убеждению, в случае принятия либерального кодекса, через три года мы получим около 5 млн таких предпринимателей первой категории.


Помножьте 5 млн на 500 грн ежемесячно, потом на 12 месяцев, а потом на три года. Вы получите сумму, которая будет только каплей в океане.

Сейчас этому сопротивляются Министерство финансов с одной стороны, а с другой – те, кто отстаивают сегодняшние позиции упрощенной системы.

Кстати, мы настаиваем на том, чтобы на время трехлетнего моратория, который будет действовать на изменения в принятый либеральный кодекс, микробизнес первой и второй категорий не использовал кассовые аппараты. Не нужно лезть к ним с «макси-шоу» и проверками. Будет у них 2 млн или 2,5 млн – погоды не изменит. Главное, чтобы эти люди встали на ноги.

О правилах и самосохранении

Встречаясь с бизнесменами, я всегда задавал вопрос: готовы ли платить честно налоги? Все хотят, и все готовы. Но правила должны быть для всех одинаковые.

Дмитрий Добродомов о «плане Б» оппозиции и офшорах Петра Порошенко

Когда мы говорим о системных изменениях и принятии нового либерального кодекса, нужно убедить тех, кто сегодня не верит государству. То есть раз в полгода государство должно сказать: поступило столько, израсходовано столько.

Мы говорим о либерализации. Минфин говорит, что нужно содержать государство. Я спрашиваю: Минфин, почему вы достаете из кармана налоги и отдаете их убыточным госкомпаниям?

Налогоплательщик заплатил налог и хочет увидеть хорошие дороги, образование, медицину. Если компания убыточна для государства, налогоплательщик перестает верить. Его налоги, вместо улучшений, пошли на дотирование.

Если есть «смотрящие», им не нужен либеральный кодекс, прозрачные схемы. Кто же тогда будет принимать?


Я думаю, что политическая целесообразность, инстинкт самосохранения должны подтолкнуть к тому, чтобы в течение первого полугодия следующего года либеральный Налоговый кодекс как системный документ был принят. Потому что через год уже выборы. Не гречкой нужно убеждать избирателя, а конкретными шагами.


О бессмысленных заявлениях и нулевом декларировании

Сегодня все говорят о борьбе с коррупцией. О ней нужно не говорить.

Год е-деклараций: огромный шаг вперед с нулевым эффектом

Борьба с коррупцией – это последствие. Нужно говорить о том, как избежать коррупции. Для этого нужны системные изменения в законодательство.

Сегодня все говорят о реформировании Фискальной службы, создании прозрачной Таможенной службы, создании сервисной службы, службы финансовых расследований.

Представим ситуацию: прошли прозрачные конкурсы, их прошли честные люди. А чем они будут руководствоваться, каким законодательством – действующим Налоговым кодексом, куда в последние три года чуть ли не ежемесячно вносят изменения, в которых уже сами фискалы не разбираются?

Мы постоянно слышим из разных источников, что на руках у населения и олигархов, в Украине и в оффшорах – от 60 до 100 млрд долл. Как сделать так, чтобы они оказались в легальной экономике?


Есть только один путь. Вместе с принятием либерального кодекса провести одноразовое нулевое декларирование без уплаты процента. Я знаю, что как только это кто-то услышит, начнут клевать: это неправильно, кто-то украл, мы не должны никого прощать. Давайте найдем в себе смелость, перевернем эту страницу и будем двигаться дальше.


Когда кто-то за Украину ходит от двери к двери, просит «план Маршалла» — это унизительно. Не нужен никакой «план Маршалла» для Украины. «План Маршалла» — это украинский бизнес.